Минздрав намерен разделить продукты питания на «здоровые» и нет. Для этого ведомство предлагает наклеивать на них знаки отличия. Концепция уже находится на согласовании в аппарате правительства, подтвердили в пресс-службе Минздрава «Известиям».

Программу по здоровому питанию министерство планирует запустить в апреле следующего года. Эксперты уверены, что инициатива поможет потребителям, но польза любого продукта — вопрос относительный.

Из документа Минздрава следует, что министерство делит продукты на три группы в зависимости от содержания в них элементов, избыточное потребление которых способствует развитию хронических неинфекционных заболеваний. Речь идет об общих жирах, добавленном сахаре и поваренной соли. Их содержание оценивается на 100 г продукта.

В первой группе находятся продукты, которые автоматически попадают в «здоровый» список. Это свежие и замороженные фрукты, овощи и бобовые, свежие и замороженные мясо, птица, рыба, морепродукты, яйца и крупы.

Во втором перечне — наименования, которые не могут претендовать на обозначение «здоровых». Это шоколад, кондитерские изделия, энергетические батончики и десерты. Сюда же отнесли энергетические напитки и алкогольную продукцию.

В третьем списке указаны продукты и пороговые значения компонентов в их составе, которые позволят относить товар к здоровому питанию. Это сушеные фрукты и орехи, в которых содержание добавленного сахара и соли должно находиться на нулевом уровне. Свои пороговые значения этих компонентов также устанавливаются для соков, хлеба, сухих завтраков, переработанного мяса, птицы, рыбы, а также молочной продукции, творога и сыра. 

На продуктах, которые отвечают требованиям ЗОЖ, может появиться эмблема «Здоровое питание». Такой знак ведомство сейчас рассматривает в качестве рабочего варианта. Согласно основным этапам кампании, визуальные элементы будут утверждены 15 февраля 2018 года. К тому моменту определят и не менее 30 производителей, которые первыми получат отличительный знак. Маркировка продукции должна быть добровольной.

В Роспотребнадзоре в свою очередь отметили, что «для добровольной маркировки препятствий нет уже сейчас». При этом ведомство предлагает альтернативную систему «светофор», с использованием красного, желтого и зеленого цветов для обозначения полезности продукта.

Исполнительный директор содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексей Поповичев поставил под сомнение разделение продукции на «здоровую» и нет.

— Сливочная масло — это «здоровая» продукция или нет? Сбалансированным является питание, которое отвечает нормам дневного потребления. Сейчас основная мировая тенденция — это переход на разумное и контролируемое питание, — сказал он.