Оштрафовать управляющие компании (УК) за некачественно оказанные услуги или неверно начисленные квитанции можно с 1 января, сообщает Центр общественного контроля в сфере ЖКХ по Брянской области (ЦОК). Соответствующий закон вступил в силу 28 декабря.

По словам руководителя ЦОК Светланы Калининой, этот нормативный документ давно был необходим, и его принятие — еще один шаг, который поможет убрать с рынка коммунальных услуг недобросовестные УК.

«Закон обязывает управляющие компании за оказание некачественных услуг или неверно начисленных квитанций оплачивать штрафы в пользу пострадавших жителей: 50% от несправедливо начисленной суммы и 30% от стоимости неполноценной услуги, — пояснила Светлана Калинина. — При этом управляющая организация будет обязана не только исправить нарушение, но и возместить ущерб владельцу квартиры — сумму компенсации вычтут из суммы в квитанции за следующий месяц, то есть УК сама оплатит свои услуги. А за постоянные нарушения ей будет грозить отзыв лицензии».

Как это будет работать?

По словам Светланы Калининой, если жильцы получают некачественные услуги, нужно позвонить в управляющую компанию и сообщить о проблеме. При этом нужно записать данные того, кто с вами общается, номер и время заявки (а по возможности сделать и диктофонную запись). Можно также написать письменную претензию в УК, оставив себе копию. На заявку обязаны отреагировать в течение двух часов. Коммунальщики должны составить акт, в котором фиксируется, что услуги ЖКХ не соответствуют стандартам, а значит, владелец квартиры платить не обязан. Если представители управляющей компании не пришли, то нарушение могут зафиксировать самостоятельно три собственника жилья — либо члены одной семьи, либо соседи. После этого претензию нужно отправить и в прокуратуру, и в Жилищную инспекцию, и в УК.

«При этом важно проследить, чтобы компании выплачивали штрафы только средствами из своих доходов. Эту статью необходимо прописать в договоре на управление домом. В противном случае управляющая компания будет выплачивать деньги с другой строчки квитанции — содержание и текущий ремонт. То есть не из своих собственных средств, а за счет потребителей», — отметила Светлана Калинина.