klass.jpg Введение отраслевой системы оплаты труда для работников образовательных учреждений отложено до 1 сентября 2011 года. Такое решение депутаты Брянской областной Думы пятого созыва приняли на заседании в четверг, 25 июня. Объясняется оно как нехваткой денежных средств в связи с кризисом, так и наличием трудностей на местах — слабой информированности директоров школ о тонкостях новой системы, снижением заработной платы у учителей в подгруппах.

Согласно закону Брянской области об установлении отраслевой системы оплаты труда для работников образовательных учреждений региона, принятому Думой в конце ноября, новая система должна вступить в действие с 1 сентября 2009 года. С момента принятия закона народные избранники постоянно отслеживали ход четырехмесячного эксперимента, проводимого в школах Дятьковского и Жуковского районов, держа, что называется, руку на пульсе. Только зампредседателя облдумы Анатолий Бугаев, по его собственному признанию, выезжал туда пять раз. Как показал эксперимент, новая система, хотя и имеет ряд преимуществ (как то: материальное стимулирование учителя работать с творческим подходом и на качество), проблем с ее внедрением более чем достаточно.

Анатолий Бугаев: Введение новой системы требует и экономических, и интеллектуальных ресурсов

Так, от эксперимента пострадали те школы, которые не выдерживают нормативов наполняемости классов. А это, как ни странно, большей частью городские школы, так как сельские относятся либо к малокомплектным, для которых действенной оказывается старая система единой тарифной сетки, либо к «оптимизированным», то есть укрупненным, где достигнут норматив наполняемости классов в 25 человек и выше. В ходе неоднократного обсуждения высказывались предложения внести поправки в инструктивные документы: минимизировать своеволие директора школы, который единолично определяет баллы и надбавки к учительской зарплате. Немалая проблема заключается и в том, что немногие работники образования осведомлены о сущности новой системы.

Нередки случаи, когда учителя школ уверены, что суть реформы в том, что зарплата повысится на 20 %. «Хорошо, что выявленные недочеты не стали достоянием всего региона, благое начинание могло получить отрицательный общественный резонанс», — уверен Анатолий Бугаев.

Эксперимент в Дятьковском и Жуковском районах продолжится, его опыт должны будут изучать все работники образования

К техническим неурядицам прибавился и мировой экономический кризис, в условиях которого резко уменьшилось финансирование новых проектов и начинаний. А ведь переход на новую систему позволил бы увеличить среднюю заработную плату учителя на 20-30 %, а это от 550 до 2200 рублей. Таких денег в региональной казне на настоящий момент нет, сошлись во мнении областные власти, отсрочив вступление закона в силу до лучших времен. В то же время в Дятьковском и Жуковском районах эксперимент продолжится, его опыт должны будут изучать все работники образования — от завроно до учителей начальных классов, ибо отказываться от прогрессивной системы начислений зарплаты учителям власти пока не собираются.