OKR (Objectives and Key Results) — система действий для достижения коммерческих целей. Бизнес-проекты объединяют акционеров, ведущих менеджеров, сотрудников компании. Основной задачей становится правильная оценка их мотивации. Эксперты сервиса «Финансист» помогут разобраться в том, как правильно использовать ОКР для формулирования и достижения целей.

Система позволяет определить общие цели. Затем на их основе определить индивидуальные цели сотрудников и объединить в единую схему. Основной элемент ОКР — встречи планирования. В зависимости от выполняемых целей, такие встречи могут делиться на 6 групп.

  • Стратегические. На них обсуждаются цели компании на горизонте планирования в несколько лет.
  • Годовые. Целью таких встреч является подготовка годового бюджета, поэтому первую встречу лучше организовать уже летом.
  • Квартальные. Именно на таких встречах определяются индивидуальные цели сотрудников.
  • Встречи для синхронизации работы. Не следует проводить их чаще одного раза в неделю.
  • Ретроспективные. Проводятся в конце квартала для обсуждения позитивных и негативных моментов за прошедший период.
  • Встречи «тет-а-тет». Лучший формат для выстраивания доверительных отношений и выявления проблем.

Для реализации OKR существуют различные технические инструменты. Например, в «таск-трекерах» ToDo, Miro, Jira существуют специальные шаблоны для внедрения OKR.

Методология OKR

В основе системы OKR лежат следующие принципы.

  • Формирование целей «снизу вверх». Важным элементом OKR является то, что исполнители принимают активное участие в формировании целей и доводят их до топ-менеджеров через своих руководителей. Оптимальные результаты достигаются при определении стратегических целей «сверху», а индивидуальных — «снизу». На специально организованной встрече можно запланировать выступление топ-менеджмента с представлением общих целей и ведущих сотрудников с обозначением амбициозных индивидуальных целей.
  • Амбициозность. OKR может отлично сосуществовать с использующейся системой KPI. KPI включает в себя конкретные цели, а OKR содержит амбициозные планы, направленные на улучшение существующей ситуации. Выполнение OKR на 75% считается успехом. В то же время KPI надо выполнять в полном объеме.
  • Конкретное выражение. Необходимо, чтобы цель имела количественную оценку. В крайнем случае возможна бинарная оценка, чтобы было понятно, достигнута цель или нет.

Успех внедрения OKR во многом определяется правильным формулированием целей, уточняют специалисты сервиса «Финансист». Большую помощь в прояснении целей оказывает их визуализация в виде дерева, на котором стратегические цели переходят в цели отдельных подразделений и отдельных сотрудников.

Цели можно разделить на текущие цели ведения бизнеса (RUN) и цели, позволяющие бизнесу перейти на новый уровень развития (CHANGE). Цели OKR в основном являются CHANGE-целями. В основе OKR лежит правильная постановка амбициозных CHANGE-целей и декомпозиция их до уровня рядовых сотрудников.