Несколько недель назад на мошенничество с быстрым заработком попался 46-летний житель Карачева (Брянская область). С ним в Сети связался некий «эксперт» и убедил «инвестировать» в акции 460 000 рублей. Когда брянец переслал деньги на указанный номер, собеседник перестал выходить на связь. Обещанной прибыли потерпевший так и не получил. Вернуть деньги тоже не смог. Осознав, что его обвели вокруг пальца, мужчина обратился в полицию.

Случай показательный: 460 000 рублей — это один из крупнейших уловов телефонных и сетевых мошенников на территории Брянской области в 2022 году.

Еженедельно их жертвами становятся десятки брянцев. Борьбой с «цифровыми» преступниками занимается полиция совместно с кредитно-финансовыми организациями, операторами связи и интернет-провайдерами. Корреспондент NASHBRYANSK.RU выяснил, какой ущерб наносят телефонные и сетевые аферисты брянцам, какую помощь стражам правопорядка в борьбе с мошенничеством оказывает один из крупных провайдеров — ПАО «Ростелеком» и как не попасться на удочку злоумышленников.

Полицейские бьют тревогу. «Анализ состояния оперативной обстановки на территории Брянской области по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, показал, что она характеризуется сформировавшейся устойчивой тенденцией роста преступлений данного вида». Это цитата из ответа на запрос, сделанный изданием NASHBRYANSK.RU в УМВД России по Брянской области.

По официальной информации, за 10 месяцев 2022 года в регионе зарегистрировано 2 822 телефонных и сетевых мошенничества (на 220 больше, чем за аналогичный период 2021 года). Ущерб составил более 196 миллионов рублей (на 55 миллионов больше, чем за такой же период 2021 года). Между тем значительно возросло количество раскрытых преступлений — 804 с начала года (на 61,4% больше, чем годом ранее). В 2022 году задержано 580 подозреваемых.

В прошлом году в ходе прямой линии президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос о телефонных и сетевых мошенниках, заявил: «Это просто подонки, которые совершают такие преступления, особенно в отношении пожилых людей. И, конечно, с этим нужно бороться».

Содействие сотрудникам правоохранительных органов в этой борьбе оказывает ПАО «Ростелеком». В УМВД России по Брянской области рассказали: «Сотрудничество выстроено в рамках электронного документооборота, это позволяет получать запрашиваемую информацию в срок от суток до трех». В «Ростелекоме» уточнили, что за текущий год в среднем ежемесячно обрабатывали до 20 запросов от брянской полиции.

Кроме того, провайдер ведет активную профилактическую работу с жителями региона. Так, одной из инициатив цифрового провайдера является образовательный проект «IT-семья». Суть его заключается в том, что представители старшего поколения вместе со своими внуками на протяжении четырех-пяти недель постигают азы компьютерной грамотности. Особое внимание уделяется вопросам безопасности. Павел ЗЕЛЕНИН, директор филиала ПАО «Ростелеком» в Брянской и Орловской областях отметил: «Сегодня важно не только уметь отправить сообщение знакомым в соцсетях или по электронной почте, но и вовремя распознать кибермошенников, защитить свои персональные данные. Благодаря уникальному проекту «IT-семья» подростки и представители старшего поколения получают хорошую базу знаний для онлайн-взаимодействия в цифровом мире».

Недавно завершился третий сезон проекта «IT-семья». Он был реализован совместно с Компьютерной Академией TOP. О том, как распознать телефонных и сетевых аферистов и защититься от них, слушателям рассказал опытный брянский программист Матвей ГРИН. Вот что он поведал корреспонденту NASHBRYANSK.RU:

«Наши основные слушатели — это бабушки и дедушки, которые очень чувствительны и восприимчивы к мошенникам. Преступники же рассказывают душещипательные, волнительные истории, и пожилые люди поддаются на уловки. Я всегда говорю — самое главное — иметь холодную голову и не делать того, что говорят виртуальные собеседники. Нужно перепроверить, перезвонить. Если звонивший представляется сотрудником банка, следует самому связаться с банком, если родственником — связаться с родственником. И что важно — никогда не сообщайте свои персональные данные. Две бабушки у нас на уроке признались, что едва не попались на удочку мошенников и что вовремя одумались. В противном случае могли бы потерять деньги и подорвать здоровье».

В 2021 году компания «Ростелеком» выпустила книгу о безопасности в интернете «Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир». Издание рассчитано на массового читателя и доступным языком рассказывает о том, как себя вести в Сети, чтобы не потерять свои данные и не стать жертвой злоумышленников. Вице-президент «Ростелекома» по информационной безопасности Игорь ЛЯПУНОВ рассказал: «Книга задумывалась как своего рода путеводитель, который даст конкретные практические советы, как избежать неприятностей в цифровом мире, распознать попытку обмана и выбрать правильную линию поведения».

Издание находится в общем доступе (в электронном виде книгу можно скачать здесь). Немало экземпляров «Ростелеком» передал городским и школьным библиотекам Брянской области.

И напоследок несколько ценных советов, как не угодить в сети кибермошенников.

  • Операции с банковскими картами и счетами не выполняются по телефону — для этого нужно прийти в отделение банка с документами.
  • Не сообщайте незнакомцам данные своих банковских карт, в особенности CVV-коды с обратной стороны. Не сообщайте коды подтверждения денежного перевода, приходящие в СМС. Помните, для перевода денег на вашу карту достаточно ее номера, размещенного на лицевой стороне.
  • Не выполняйте действий с банкоматом, результат которых вам не известен.
  • Не оплачивайте товары или услуги, гарантиями получения которых не располагаете.
  • Не спешите выполнять указания телефонных и сетевых собеседников, кем бы они ни представлялись.
  • Обо всех подозрительных звонках следует незамедлительно сообщать в полицию по телефону 02 (с мобильного — 102).

Алексей СОРИН