Разберемся с рекламой вакцинации
- 6405
В адрес Брянского УФАС России на этой неделе поступил вопрос о том, правомерно ли размещение информации о вакцинации на телевидении и в наружной рекламе без предусмотренного частью 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования — это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
То есть социальная реклама не преследует коммерческих целей, не формирует интереса к товару для его продвижения на рынке, под социальной рекламой понимается исключительно информация, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Таким образом, законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды информации, адресованной для неопределенного круга лиц — рекламу и социальную рекламу.
Поскольку социальная реклама не является рекламой, на нее не распространяются как общие, так и специальные требования, предъявляемые к рекламе Федеральным законом «О рекламе», в том числе предусмотренные статьями 5 и 24 Федерального закона «О рекламе».
В случае, когда информация о вакцинации, размещаемая на телевидении или в наружной рекламе, не содержит средств индивидуализации каких-либо хозяйствующих субъектов и/или изготавливаемых или реализуемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг), указанная информация не является рекламой, поскольку не содержит объекта рекламирования.
Одновременно, в случае, когда размещаемая информация о вакцинации, исходя из ее содержания, направлена на достижение общественно полезных целей и обеспечение интересов государства, указанная информация является социальной рекламой, и требования Федерального закона «О рекламе», в частности статей 5 и 24 Федерального закона «О рекламе» на указанную информацию не распространяются.
Требования, предъявляемые к социальной рекламе, содержатся в статье 10 Федерального закона «О рекламе».
Вместе с тем отнесение информации к рекламе, социальной рекламе или иной информации осуществляется исходя из содержания и всех обстоятельств размещения такой информации.