Заместитель руководителя управления-начальник отдела Брянского УФАС России Наталья Новикова ответила на вопросы читателей о распространение рекламы оружия.

Особенности рекламы продукции военного назначения и оружия установлены в статье 26 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Продукция военного назначения — вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информация в военно-технической области (статья 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Согласно п. 1 статьи 26 Закона 38-ФЗ продукция военного назначения выводится из оборота рекламы. Исключение составляет реклама продукции военного назначения в целях осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

В соответствии с п. 2 статьи 26 Закона № 38-ФЗ производство, размещение и распространение рекламы продукции военного назначения в целях осуществления военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами осуществляются в соответствии с законодательством РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ.

Оборот оружия регламентируется нормами Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (Закон 150-ФЗ). Оружие — устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.

К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Р Ф на вооружение.

К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами РФ в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов.

Положения части 5 статьи 26 Закона о рекламе построены по принципу указания закрытого перечня способов распространения рекламы реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только.

Осуществление рекламы оружия также существенно ограничено. Реклама служебного оружия и патронов к нему допускается только в специализированных печатных изданиях для пользователей такого оружия, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия.

Реклама боевого ручного стрелкового оружия, патронов к нему, холодного оружия допускается в специализированных печатных изданиях, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия. Реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается только:

  • в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия;
  • в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия;
  • в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.

Реклама иных видов оружия, не указанных выше, законодательно запрещена.

В данном перечне отсутствует сеть Интернет, а равно распространение такой рекламы в сети Интернет будет нарушением.

Согласно п. 6 статьи 26 Закона 38-ФЗ реклама оружия и продукции военного назначения не должна прямо или косвенно раскрывать сведения, составляющие государственную тайну, в том числе сведения, относящиеся к технологии производства, способам боевого и иного применения этого оружия.

Кроме того, в рекламе оружия и продукции военного назначения запрещается обращаться к несовершеннолетним и использовать образы несовершеннолетних, поскольку оружие и продукция военного назначения относятся к «социально опасному» виду объектов рекламирования.