В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Так, читателей интересует вопрос об особенностях рекламы ценных бумаг.

Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.

Закон о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе). Таким объектом являются и ценные бумаги, особенности рекламирования которых нашли отражение в Законе о рекламе. О них, в частности, говорится в статье 29 Закона о рекламе. Она содержит требования, которым должна соответствовать такая реклама, а также перечни видов рекламы, которые не допускаются законом. В ней также есть сведения, которые не должна содержать реклама ценных бумаг.

Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Другими словами, выпускать и рекламировать можно только те ценные бумаги, которые предусмотрены действующим законодательство РФ. Следует отметить, что указание на иные нормативные правовые акты Российской Федерации не совсем корректно, поскольку и выпускать можно только ценные бумаги, предусмотренные федеральными законами.

Не допускается также реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг (п. 2 ст. 29 Закона о рекламе). Следует учитывать, что важнейшим признаком ценной бумаги является наличие имущественного права, которое стоит за данной ценной бумагой. В этой связи следует уяснить, что же вообще имеется в виду под имущественными правами.

Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. Это важное правило, и его несоблюдение может повлечь за собой соответствующую ответственность.

Реклама ценных бумаг не должна содержать:

  1. обещание выплаты дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг, правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах;
  2. прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Следует обратить внимание на то, что запрету подлежат исключительно прямые ссылки на количественные показатели результатов деятельности эмитента в будущем.