Колонна машин в сопровождении вертолетов. Двадцать тонн гуманитарного груза — мука, медикаменты, постельные принадлежности, матрасы, теплые вещи, стройматериалы… Первая гражданская помощь жителям Цхинвали — от Брянской области. О простых осетинах и грузинских солдатах, о поездке в послевоенный город, о собственных тяжелых впечатлениях рассказал журналистам заместитель губернатора Сергей Смирнов буквально на следующий день после возвращения из Южной Осетии, в четверг, 21 августа.

«В воскресенье, 10 августа, губернатор Николай Денин дал распоряжение: в срочном порядке, в течение трех-четырех дней доставить груз с гуманитарной помощью в Южную Осетию, — рассказывает Сергей Смирнов. — 14 августа, в пять утра, мы выехали из Брянска. Шестнадцатого, около четырех часов дня, были в Беслане. Из 87-ми машин через перевал пошло только тринадцать, из девяти машин ГАИ нас согласилась сопровождать только одна — это брянские милиционеры Сергей Долгий и Александр Соваленко. Склады Владикавказа были буквально забиты гуманитарным грузом, но наша колонна стала первой из гражданских, кто прорвался в Цхинвали».

Склады Владикавказа были буквально забиты гуманитарным грузом, но брянская колонна стала первой из гражданских, кто прорвался в Цхинвали. Шести тонн нашей муки хватило на десять часов

Ночевали на стратегическом объекте — хлебозаводе, его довольно быстро восстановили после грузинских обстрелов. Помощь оказалась своевременной — мука на складах к тому времени уже закончилась. Шести тонн брянской муки хватило на десять часов. Потом подъехала машина из Курска, москвичи…

Журналистам показали послевоенный Цхинвали на видео — в составе колонны отправился оператор «60 канала» Евгений Сидачев, который не расставался с камерой практически ни на минуту. Разрушенные дома, полусгоревшая техника, людское горе — многое осталось за кадром. «Экскурсию» по городу, вернее, тому, что от него осталось, ведет друг президента республики Вадим Цковреев, депутат парламента Южной Осетии, директор хлебозавода. Он ранен в плечо, он лично подбил грузинский танк.

«Огромное спасибо народу России, братьям-славянам, жителям Брянской области… В этой войне виноват весь грузинский народ. Где эта хваленая интеллигентность, где эти матери, которые направили агрессию своих сыновей против простых осетин? За последние двадцать лет это уже третья агрессия в отношении нашей республики, — говорит г-н Цковреев. — Грузины сводят свои потери на ноль, но на улицах нашего города лежало более трехсот бесхозных трупов — там были и наемники из Украины, и негры… По нашим оценкам, количество убитых грузин переваливает за 1600-1700 человек».

Грузины сводят свои потери на ноль, но на улицах нашего города лежало более трехсот бесхозных трупов — там были и наемники из Украины, и негры… По нашим оценкам, количество убитых грузин переваливает за 1600-1700 человек

В Цхинвале продолжаются зачистки. В районе, который местные зовут Шанхаем, в подвале одного из домов, задержаны несколько человек, они дают показания. «Большая часть грузинских солдат и офицеров ушла благодаря российским миротворцам, они просто не дали нам их атаковать, — заявляет Вадим Цковреев. — Разрушены школы, детские сады, дом престарелых — разве это военные объекты? Пожилой мужчина с двумя костылями, наверное, показался хваленой грузинской армии российским или осетинским спецназовцем…Без России нас бы раздавили. Мы маленькая нация, но, случись что, мы вам пригодимся». «Грузия нанесла осетинцам тяжкую боль, как можно после этого жить вместе?! После такого варварства?» — горько недоумевают мирные люди.

Цхинвали потихоньку приходит в себя, идут восстановительные работы — там, где еще можно что-то восстановить. Нужны пленка и стекла, строительные материалы. «Въехав в Цхинвали, мы поняли, что попали на войну, — делится впечатлениями заместитель губернатора. — Ни одного целого здания, разлагающиеся трупы животных, запах смерти. На блокпостах — солдатики-срочники. В глазах женщин я не увидел паники, страха — только горе, каждая семья кого-то потеряла на этой бессмысленной, варварской войне. Я приехал оттуда другим человеком. Там в десять раз страшнее, чем я вам рассказал». К отправке готовится очередная партия гуманитарной помощи. «За неделю, думаю, управимся», — заверяет Сергей Смирнов.

Телефото БТК «60 канал».