Заместитель руководителя-начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова на этой неделе рассказала, что относится к неэтичной рекламе.

В погоне за громким пиаром и вниманием клиентов компании порой не учитывают законодательные требования, а также чувства и честь своих конкурентов и некоторых сегментов аудитории. Это опасно для репутации брендов и может грозить крупными штрафами.

Неэтичная реклама — это любые маркетинговые приемы, которые нарушают общепринятую мораль, оскорбляют отдельные группы, компании или частных лиц.

Неэтичная реклама — объективно не гуманная и порочащая честь и достоинство людей. Ее главные признаки:

  • бестактность и откровенное хамство;
  • ложь, недостоверность данных, подмена понятий;
  • скрытый унижающий смысл (даже с использованием шуточных сравнений, пародий и метафор);
  • использование чужих персональных данных и других запрещенных к распространению сведений (корпоративной тайны, например);
  • несоответствие нормам законодательства;
  • дискриминация по любым признакам: национальным, расовым, профессиональным, культурным, религиозным, политическим.

Определенного набора критериев неэтичной рекламы нет. Имеет место множество субъективных факторов, которые зависят от возраста, уровня образования, культуры, ценностей, места жительства и других характеристик аудитории.

В рекламе строго запрещены бранные слова, непристойные, пошлые, оскорбительные образы и порочащие высказывания в отношении:

пола, расы, национальности, культуры народа и языка, профессиональной деятельности, принадлежности к социальной группе, возраста;

официальных символов (флага, герба, гимна);

религиозных атрибутов, исторических памятников, объектов культурного наследия.

Неэтичной можно считать рекламу, которая задевает чьи-либо честь и достоинство, а также содержит ложные сведения.

За несоблюдение этики рекламодателю грозит гражданская, административная или (реже) уголовная ответственность.

Все требования к рекламе и возможные последствия неэтичных кампаний прописаны в Федеральном законе «О рекламе».

Подать в суд за неэтичную рекламу могут потребители, конкуренты, представители разных социальных групп, правозащитники, а также сотрудники ФАС.

Максимальный штраф за недостоверную рекламу может составлять сотни тысяч рублей, при этом в сумму не входит возмещение ущерба контрагенту.