В адрес Брянского УФАС России на прошедшей неделе поступил вопрос, касающийся рекламы биодобавок, пищевых добавок, продуктов детского питания.

Заместитель руководителя — начальник отдела естественных монополий и рекламы Брянского УФАС России Наталья Александровна Новикова дала разъяснения по сути данного вопроса.

Лекарственные средства следует отличать от получивших широкое распространение биологически активных добавок (БАД). Биологически активные добавки к пище — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами. Эффект воздействия биологически активных добавок на организм человека существенно ниже. Порядок производства и обращения биологически активных добавок установлен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.05.2009 N 36 «О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)». Как и лекарственные средства, они подлежат государственной регистрации. Регистрация осуществляется в Роспотребнадзоре. Однако порядок их регистрации гораздо проще и занимает намного меньше времени.

Вместе с тем реклама биологически активных добавок также подвергается определенным ограничениям.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона о рекламе реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

— создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

— содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

— побуждать к отказу от здорового питания;

— создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 сек., в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — не менее 5 сек., и такому предупреждению должно быть отведено не менее 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее 10% рекламной площади (пространства).

Рекламодателям необходимо учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, т. е. обладают лечебным эффектом если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Так, например, фразы: «Объект рекламирования не является лекарственным средством», «БАД/Биологически активная добавка не является лекарственным средством», «Черника-форте» не является лекарственным средством", продолжительность которых составляет не менее 3 сек. в радиопрограммах, не менее 5 сек. в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании и площадь которых составляет не менее 7% площади кадра, а также площадь которых составляет не менее 10% рекламной площади (пространства) при распространении рекламы другими способами, по мнению ФАС России, свидетельствуют о соблюдении ч. 1.1 ст. 25 Закона о рекламе.

Понятие продуктов детского питания дано в ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которой продукты детского питания — это предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.

Реклама продуктов детского питания также подвергается определенным ограничениям. В ч. 2 ст. 25 Закона о рекламе установлено, что реклама этих продуктов не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей. Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

Общеизвестно, что заменители женского молока не могут заменить материнское молоко, поэтому говорить о преимуществах искусственного вскармливания детей трудно. В большинстве случаев к нему прибегают при отсутствии своего молока, однако есть отдельные случаи, когда женщины отказываются кормить своим молоком, чтобы сохранить фигуру