Эксперты на круглом столе «Известий» рассказали об изменениях, которые планируется внести в образовательные стандарты по истории.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян рассказал о подготовке единой концептуальной основы, в задачи которой входит функция воспитания, привитие гражданственности, патриотизма.

Эксперты отметили, что концепция важна при создании новых учебников по истории для средней школы. В них, например, специалисты ушли от советской интерпретации революции 1917 года, когда присутствовало разделение «на белых и красных». 

«Дети в 9–10 классах — это взрослые люди, они должны быть в курсе всех исторических событий. Потому что, в том числе, и они сорвали и замазывают краской каждую неделю мемориальную доску Колчаку в Омске. Значит, они это видят. С другой стороны, и памятники Ленину оскверняют. В школе просто надо показать, как это было. Прививать точку зрения, что это величайшая трагедия, когда уничтожался цвет нации», — сказал Чубарьян.

«Мы изъяли термин «татаро-монголы» из учебников и заменили термином «Золотая Орда», потому что это было государство Золотой Орды. Изменилось наше отношение. Вместо «иго» там, например, описаны взаимоотношения русских князей с Золотой Ордой, потому что они давали дань, которую собирал Александр Невский», — добавил ученый.

В свое время по разным подсчетам было выпущено до 200 учебников по истории для средней школы. Но идея выбора, которая лежала в основе такого количества учебников, себя дискредитировала.  Была экспертиза нескольких линеек учебников с 6-го по 10-й класс. Ее прошли три издательства: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», правда, у «Русского слова» без 10-го класса. К этому издательству были очень большие замечания по XX веку.

Заместитель председателя Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся комитета Госдумы по образованию и науке Сергей Чуев отметил, что в новых учебниках также появится «Крым 2014 года».

Также он добавил, что в рамках подготовки доклада «О положении молодежи» эксперты узнали, что 20% молодых людей себя патриотами не считают — «это результат того, что мы неубедительно рассказали им о ценностях отечественного исторического опыта».

«Мы должны понимать, какие события важны, а какие второстепенны. Если мы будем акцентировать внимание на том, где наша Родина что-то не так сделала, где мы ошиблись, какие у нас темные страницы, мы гражданина эффективного не воспитаем», — подчеркнул Чуев.