С 1 января 2019 года деньги от штрафов за нарушения ПДД уйдут в регионы.

С начала 2019 года средства от штрафов за нарушения ПДД начнут направлять в региональные дорожные фонды. До сих пор эти средства тратились на что угодно, от ЖКХ до прочих нужд.

Президент Путин подписал закон, вносящий изменения в п. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ. Этот закон позволит «увеличить объемы региональных дорожных фондов и будет способствовать повышению безопасности дорожного движения за счет увеличения финансирования работ по улучшению качества дорог», сказано в пояснительной записке к документу, рассказывает сетевое издание Mail.

ОСНОВНЫЕ ПЛЮСЫ ИНИЦИАТИВЫ

Плюс № 1 — непосредственно дорогам достанется больше средств
Регионы и сейчас могут тратить деньги от штрафов на строительство дорог. Но практика показывает, что эти средства идут на совсем другие цели: решение проблем ЖКХ, строительство детских площадок и пр. В среднем около 30 регионов в России именно так и делают. Теперь эту практику придется прекратить, а деньги от штрафов будут тратиться только на дороги.

«У нас в этом году будет выписано порядка 100 млн штрафов. По данным Счетной палаты средняя сумма штрафов за нарушение ПДД составляет около 1000 рублей. То есть условно, 100 млн штрафов — это 100 млрд рублей. Даже если все из них будут оплачены со скидкой (что на самом деле не так), в региональные дорожные фонды придет порядка 50 млрд рублей. Это — в 2,5 больше, чем средства от системы «Платон», - рассказывает Петр Шкуматов, координатор движения «Синие Ведерки».

Плюс № 2 — регионы выиграют
Следующий бонус от новой поправки в закон — деньги будут поступать исключительно в региональные дорожные фонды. Для бедствующих региональных бюджетов это будет весомым подспорьем как на строительство дорог, так и на поддержание их в более-менее приличном состоянии.

Плюс № 3 — дороги станут безопаснее
Обновленные дороги будут оборудованы по современным канонам строительства — с хорошей разметкой, разделительными барьерами, светофорами и «лежачими полицейскими».

НО ЕСТЬ И МИНУСЫ

Минус № 1 — штрафов станет больше
После того как в региональные бюджеты начнутся денежные «вливания», местные власти будут стремиться следовать букве закона с применением современных технических средств — камер для наблюдения. У чиновников появится соблазн наживиться на дополнительных штрафах. В этой ситуации стирается грань между первопричиной новаторства — обогатить дорожные фонды и повысить безопасность на дорогах, и второй стороной «монеты» — жаждой наживы.

«Когда возникает заинтересованность города или региона в лучшем администрировании таких штрафов, они начинают устанавливать камеры, чтобы фиксировать больше нарушений», — пояснил Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

Минус № 2 — деньги могут не дойти
В настоящее время оборудование для фото- и видеофиксации устанавливаются в рамках государственно-частного партнерства. Частники получают долю от штрафов. В Екатеринбурге, например, — 261 рубль от каждого штрафа. Если заплатить штраф 500 рублей со скидкой, то бюджет еще доплатит 11 рублей. То есть при таком раскладе дорожный фонд получит «минус» 11 рублей! — считает Петр Шкуматов координатор движения «Синие Ведерки».

Минус № 3 — штрафы могут повысить с 500 до 1000 рублей
Региональные чиновники имеют возможность продвигать повышение штрафов. Возможно, скоро минимальный штраф за нарушение ПДД может вырасти с 500 до 1000 рублей. 

В целом, плюсов у поправки в дорожный закон больше чем минусов. Справедливо, если штрафы от нарушений будут поступать на ремонт дорог, а не на другие цели. Распределять средства целесообразно именно на региональном уровне. Но придется пересмотреть правила фото- и видеофиксации нарушений, чтобы исключить субъективность и возможность злоупотребить средствами. В противном случае деньги могут попросту не дойти до региональных дорожных фондов.