«БАЗ — 60. Перезагрузка»… Перешагнув по человеческим меркам пенсионный рубеж, Брянский автомобильный завод после вхождения в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей» сейчас переживает вторую молодость: полным ходом идет модернизация предприятия, обновление станочного парка, рост производственных показателей. Чтобы отметить новые достижения и юбилей родного завода, его коллектив собрался на корпоративный семейный праздник в загородном комплексе «Елисеевы поля».

Второе рождение

За 60-летнюю историю Брянский автозавод внес огромный вклад в укрепление обороноспособности страны и развитие отечественного машиностроения, разработав около ста образцов автомобильной техники под маркой «БАЗ». Брянский автозавод сейчас является единственным российским предприятием, которое способно обеспечить полный жизненный цикл специальных колесных шасси и тягачей.

«Сегодня завод обладает хорошим потенциалом развития, поэтому мы можем наращивать выпуск продукции в зависимости от заказов государства и корпоративных клиентов, — заявил генеральный директор АО «БАЗ» Дмитрий Олейник. — БАЗ переживает свое новое рождение, чему способствовало вхождение в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» в 2017 году. Совместная продуктивная работа предприятий, объединенных на площадке Концерна, вывела завод на новый уровень. Мы выполняем все контрактные обязательства по государственному оборонному заказу, а также занимаемся перспективными разработками продукции военного и гражданского назначения».

60-летний юбилей БАЗ встретил очередной новинкой. Это внедорожный тягач БАЗ-69 099 для монтажа специального оборудования массой до 43 тонн. Машина предназначена для установки на нее мобильных буровых установок, топливозаправочного или пожарного оборудования, системы для перевозки контейнеров, краново-манипуляторной установки для погрузки и транспортировки различных грузов. Кроме того, сейчас Брянский автомобильный завод ведет совместно с МЧС ходовые испытания в Якутии нового арктического вездехода БАЗ-69 092, предназначенного для работы в условиях вечной мерзлоты.

Для многочисленных гостей в день юбилея прошла экскурсия по заводским цехам, где без отрыва от производства идет замена морально и физически устаревшего оборудования, меняется логистика. Можно было воочию увидеть конвейер, с которого сходят надежные и простые в обращении многотонные машины — гордость военного автопрома России, — на которых устанавливается современное вооружение. Предприятие осуществляет поставки техники под серийные и перспективные комплексы воздушно-космической обороны. Завод активно участвует в программе импортозамещения: в инициативном порядке ведутся опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники, превосходящей по тактико-техническим характеристикам и стоимости лучшие зарубежные аналоги (МЗКТ, Oshkosh, Tatra).

БАЗ на сегодняшний день способен полностью обеспечить Вооруженные Силы России единой транспортной базой для реактивных систем залпового огня, подвижные береговые ракетные комплексы, мобильные артиллерийские орудия, оперативно-тактические комплексы и тяжелые механизированные мосты.

Учиться и повышать квалификацию на БАЗе

К юбилею завода было приурочено открытие учебного центра, цель которого — непрерывное обновление знаний и совершенствование квалификации сотрудников не только БАЗа, но и других предприятий и организаций, обучение принципам эффективного и безаварийного использования шасси и колесных тягачей производства Брянского автозавода. Центр предлагает несколько образовательных программ, готовит рабочих по специальностям токарь и слесарь механосборочных работ. Здесь могут повысить квалификацию специалисты по управлению персоналом. Отдельное направление — эксплуатация и техническое обслуживание шасси производства АО «БАЗ».

Учебный центр, в открытии которого в день юбилея БАЗа 1 июня, с традиционным перерезанием памятной красной ленты, приняли участие руководители предприятия, представители департамента образования и науки Брянской области, депутат Государственной Думы Валентина Миронова, располагается в здании заводоуправления на территории АО «БАЗ». В помещении учебного центра находятся оборудованные учебные классы, методический кабинет с выходом в Интернет и библиотечным фондом более восьми тысяч экземпляров учебной, технической и справочной литературы. Отдельно предусмотрен учебно-производственный участок — это 90 разнопрофильных станков.

Учебные классы оборудованы плакатами, стендами, видеотехникой, видеофильмами, наглядными пособиями, нормативно-технической документацией, технической литературой, учебными пособиями, учебными программами и др.

В преподавательский состав учебного центра входят специалисты АО «БАЗ» и сотрудники университетов, имеющие ученые степени кандидата и доктора наук. Учебный центр тесно сотрудничает с вузами: Брянским государственным инженерно-технологическим университетом, Брянским государственным университетом имени академика И.Г. Петровского, Брянским государственным техническим университетом, Нижегородским государственным техническим университетом имени Р.Е. Алексеева и Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана.

Программа обучения реализуется в совместном проекте АО «БАЗ» и БГТУ «Подготовка высококвалифицированных специалистов в области разработки и производства специальных колесных шасси и тягачей». Обучение ведется на базовой кафедре «Специальные колесные шасси и тягачи».

Юбилей завода отметили по-семейному

60-летие Брянского автозавода его коллектив отпраздновал за городом. В «Елисеевы поля» сотрудников предприятия доставляли автобусами в течение всего дня. На праздник приехали представители предприятий, входящих в Концерн «Алмаз-Антей», заводов, поставляющих комплектующие для машин «БАЗа».

Праздничная атмосфера царила повсюду. Дети заводчан с удовольствием фотографировались с роботами, встречавшими гостей, возле выставленной здесь же техники, которую делают их папы и мамы. В этот день в стрелковом клубе мужчины под одобрительные возгласы женщин и детей упражнялись в меткости. Повезло заводчанам и с погодой — в меру жарко, солнечно и без осадков. Ребятня прыгала на батуте и скатывалась с горки.

На импровизированном автодроме преодолевали различные препятствия на скорости, поднимая клубы пыли, многотонные БАЗы. В небе летчики брянского аэроклуба устроили авиашоу. Ветераны завода получили редкую возможность встретиться в непринужденной праздничной обстановке. На праздник приехали почетные гости - заместитель губернатора Александр Жигунов и председатель Брянской областной Думы Владимир Попков. Поздравили коллектив завода с юбилеем депутат Государственной Думы Валентина Миронова, заместитель главы Брянской городской администрации Виктор Предеха, заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» Виталий Князев. Встречал гостей генеральный директор АО «Брянский автомобильный завод» Дмитрий Олейник.

Памятный адрес директору и коллективу предприятия прислал глава региона Александр Богомаз: «Брянский автомобильный завод прошел большой путь развития и по праву может гордиться своей историей и трудовыми династиями. Здесь сформировалось не одно поколение профессионалов высочайшего класса, чей доблестный труд в разные годы способствовал наращиванию промышленного потенциала страны. Для современной истории 60-летний юбилей предприятия является достойным показателем профессионализма, надежности и стабильности. Вы не просто идете в ногу со временем, но и работаете над перспективой развития, совершенствуете свою деятельность. Продукция завода заслуженно завоевала признание специалистов не только в России и СНГ, но также в Индии, Китае, странах Ближнего и Среднего Востока. Выражаю уверенность, что богатый опыт работы, высокий профессионализм, усилия по модернизации и привлечению инвестиций будут залогом новых свершений коллектива АО «Брянский автомобильный завод».

На главной сцене состоялось награждение Благодарственными письмами губернатора, Брянской областной Думы, Брянской городской администрации, корпоративными наградами Концерна «Алмаз-Антей» отличившихся в труде работников предприятия. Звучали слова поздравлений. Среди тех, чей труд был отмечен, Сергей Шавеко — начальник отделения информационных технологий и связи управления режима и безопасности, Максим Уланов — заместитель начальника проектного отдела, Наталья Гапонова — маляр сборочно-окрасочного цеха, Игорь Андреенков — слесарь механосборочных работ экспериментального цеха и многие-многие другие.

Особо теплых слов благодарности удостоились ветераны предприятия. «Дорогие ветераны-автозаводцы! Спасибо вам за самоотверженный труд и за то, что вы создали такое мощное предприятие. Сегодня вы передаете свой опыт молодому поколению, сохраняется преемственность, передаются лучшие традиции. От всей души желаю всему дружному коллективу автомобильного завода дальнейшего развития, благополучия и процветания! Пусть вас не покидает оптимизм, пусть желание созидать будет всегда в руках тех, кто продолжает создавать историю предприятия сегодня и здесь, своими руками!» — отметил председатель Брянской областной Думы Владимир Попков.

Работников АО «БАЗ» с юбилеем поздравил заместитель генерального директора АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей» Виталий Князев: «Дорогие заводчане! По поручению генерального директора концерна я хочу поздравить со знаменательным событием. Три года назад завод был в плачевном состоянии, и руководство концерна сделало все, чтобы он начал эффективно работать. Выделены большие средства на модернизацию предприятия, но и вы поработали хорошо. Те задания, которые нам поручает Президент, правительство, Министерство обороны, мы выполняем, и вы являетесь важным звеном в цепи этих задач. И руководство концерна сделает все, чтобы вы комфортно и самоотверженно трудились!»

К своим коллегам обратился генеральный директор АО «Брянский автомобильный завод» Дмитрий Олейник. Он подчеркнул: «За свою 60-летнюю историю Брянский автомобильный завод переживал и взлеты, и падения, но даже в самых сложных условиях завод всегда работал на благо Родины, на благо страны. Наши мощности сегодня работают, производства функционируют, мы вовремя выполняем гособоронзаказ. Переломным моментом в жизни Брянского автомобильного завода является вступление в концерн Алмаз-Антей. Совместно с концерном мы сегодня разрабатываем новые образцы военной и гражданской техники, проводим перевооружение на нашем предприятии, и на нас лежит огромная ответственность. Ключевой фактор успеха — это дружный коллектив завода. Благодаря совместным усилиям, благодаря каждому из вас мы сегодня развиваемся и производим надежный, качественный продукт».

Награждение отличившихся в труде длилось весь праздничный вечер, перемежаясь концертными номерами, подготовленными сотрудниками БАЗа. Это придало юбилею еще больше атмосферы семейности. Заводчане подпевали солистам на сцене, танцевали под зажигательные ритмы, веселясь от души, чтобы с новыми силами вернуться в цеха, на любимый завод — вершить его новую историю.

Для справки: «Брянский автомобильный завод» (БАЗ) был основан в июне 1958 года, когда был подписан приказ об организации в Брянске производства автомобилей специального назначения. Бежицкий сталелитейный завод передал новому предприятию производственный корпус, в котором до этого был развернут серийный выпуск промышленных тракторов Т-140.

В августе 1959 года на БАЗе организовали сборочное производство больших плавающих автомобилей ЗИЛ-485А, а также бронетранспортеров БТР-152В1 и его модификаций. В 1962 году началось производство шасси 135К, несколько позже в серийном производстве были освоены шасси 135ЛМ и 135ЛТМ для тактического ракетного комплекса «Луна». До середины 1990-х годов БАЗ выпускал шасси 135ЛМП для РСЗО «Ураган».

Важной вехой в истории завода стало создание и освоение серийного производства во второй половине 1960-х годов плавающих корпусных шасси БАЗ-5937, БАЗ-5938, БАЗ-5939 для ЗРК «Оса» и шасси БАЗ-5921, БАЗ-5922 для тактического комплекса «Точка». В начале 1970-х годов завод приступил к разработке шасси семейства «Основа-1», в которое вошли корпусные плавающие шасси БАЗ-6944 для оперативно-тактического комплекса «Ока», БАЗ-5947 и рамное шасси БАЗ-6950.

Не минула завод наступившая в конце 80-х годов конверсия. С 1989 года на Брянском автозаводе велись работы по созданию производства 1,5-тонных автофургонов. И еще не известно, на чьих маршрутках мы бы начали ездить в конце 90-х, если бы не прекратилось государственное финансирование этого проекта, ведь работа над ним велась совместно с известной английской фирмой ИАД, специализирующейся на разработке микроавтобусов. Второй серьезной попыткой завода наладить выпуск конверсионной продукции была совместная с предприятием «Нордмекс» работа по проектированию и изготовлению снегоуборочной машины ДЭ-242 «Вьюга». Серийный выпуск их осуществлялся с 1993 по 1997 год. Всего было изготовлено более 120 машин.

В 1993 году на БАЗе приступили к самой масштабной работе за всю историю завода — созданию семейства специальных колесных шасси и колесных тягачей высокой проходимости «Вощина-1». В связи с ситуацией, сложившейся в стране в середине и конце 90-х, эта работа растянулась почти на 10 лет. Лишь в 2003—2004 годах шасси и тягачи семейства «Вощина-1» с колесной формулой 6×6 и 8×8 прошли государственные испытания и были приняты в России на вооружение.

В 2001 году Брянский автозавод стал партнером Независимой ассоциации машиностроителей (НАМС). Были проведены работы по военной автомобильной технике — завершилась ОКР и началось серийное производство шасси и тягачей семейства «Вощина-1». Кроме того, начались работы по крановой тематике.

В 2003 году на Брянском автомобильном заводе было освоено серийное производство унифицированного семейства специальных колёсных шасси и тягачей (СКШТ) «Вощина-1» для размещения на них как объектов вооружения и военной техники для Министерства обороны Российской Федерации, так и изделий для коммерческого сектора.

Техника семейства «Вощина-1», выпускаемая предприятием, предназначена для эксплуатации в тяжелых дорожных и климатических условиях при температурах окружающего воздуха от -50⁰С до +50⁰С, относительной влажности воздуха до 98% при +25⁰С, запыленности воздуха до 2,0 г/м3, в районах, расположенных на высоте до 3000 метров над уровнем моря и при преодолении горных перевалов до 4650 метров над уровнем моря.

В 2017 году АО «БАЗ» вошло в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».