Совсем скоро наступит сезон отпусков, и полетят тысячи автомобилей к заветному черноморскому побережью. Будут преть колбасы и яйца (куриные — прим. ред.)  в детищах отечественного и зарубежного автопрома, толпящегося в пробках под Воронежем и Ростовом. Самое интересное, что устремятся по М4 «Дон»  автомобили самого разного возраста, с людьми разного достатка и статуса, но пережить им придется примерно одно и то же.

Нам по великой случайности пришлось до начала сезона прокатиться в Крым и почувствовать на себе, как это быть русским туристом и ехать на российский юг. Поездка выдалась жаркой: за три дня нам предстояла дорога до Феодосии и обратно - всего 3200 километров, которые надо было преодолеть за  60 часов.

В принципе для большинства отдыхающих поездка так и выглядит, как безумный трип, в надежде скорее окунуться в море и оказаться на заветном пляже. Так что же ждет нашего соотечественника, решившего, что он непременно должен отдыхать в России и ездить на курорты на автомобиле.

М 4 «Дон»

Трасса «Дон» - это царство дальнобойщиков. В «не сезон» на легковой машине ты тут смотришься словно инородное тело. От тебя ничего не зависит, ты никому не интересен и вообще зря топчешь асфальт колесами. Стоянки для  дальнобойщиков, магазины для дальнобойщиков, гостиницы, туалеты, души  - все для людей дороги. Это целая каста, которая знает все о комфорте и жизни на М4.

Единственный период, когда власть меняется  - сезон отпусков. Словно саранча, отдыхающие заполняют дорогу и ведут себя, как свиньи, нарушая правила цивилизованного рабочего общества, представители которого не катаются по обочинам, не бросают машины поперек проезда, мешая остальным, чтобы добежать до ближайшего ларька и т. д.

Покрытие у дороги великолепное, если не считать куски по пару сотен километров от Ростова. Здесь сплошные латки, ямы и огромные перепады  на мостах. Поэтому если поедете ночью, вашу подвеску ждет много сюрпризов.  На всем остальном протяжении вы будете ехать  практически всегда по отличной двухполосной автостраде. После того, как вы покинете М4 (вы же не забыли, что мы едем в Крым), дорога останется приличной и лишь небольшие куски будут иногда напоминать о том, что косточки (стойки стабилизатора — прим. ред.) пора бы поменять.

И еще не стоит забывать про платные участки у нас ушло на них около 700 рублей.

Инфраструктура

Наверняка опытные водители вам расскажут, где вкусно и недорого можно перекусить в таком путешествии, но мы, катающиеся по разным направлениям,  выработали  одно простое правило — есть надо в проверенных местах. Нет, это не реклама!!!! Например, Макдональдс, надеемся, придерживается одинаковых стандартов во всех своих заведениях. Кроме того, на трассе М4 появилось несколько кафешек «Помпончик»,  здорово показавшие себя в Подмосковье и там тоже можно хорошо отдохнуть.

Но, наверное, центром цивилизации на этой дороге являются «Лукойловские» заправки, которые давно перестали быть просто АЗС. В них есть все что надо: чистые туалеты, удобные диванчики и фаст-фуд. Конечно, домашние котлетки и бутерброды - штука хорошая и более полезная, но сколько они продержатся  в жару в машине  - большой вопрос. Да и ничего страшного с вами не случится, если вы пару раз покушаете бургеры, конечно, если вы не веган. Хотя какой нормальный веган поедет на отечественный юг)

Ночевка

Если вы едете взрослой компанией, то можно обойтись машиной, палаткой или вовсе, меняясь за рулем, гнать без остановки к заветной пахлаве и сметане на спине в первый же день. Мы ехали в компании с детьми и совершили большую ошибку.  Ночевать планировалось под Ростовом, но не в каком-то конкретном месте, а когда  окончательно устанет водитель, так как за рулем он был один.

Никто даже подумать не мог, что  не в сезон будут проблемы с гостиницей. Нет, в самом Ростове, скорее всего, мы бы разместились без проблем, но было решено проехать еще одну «соточку» и к тому же хотелось сэкономить. Когда мы стали высматривать приличные заведения, оказалось их дефицит и мест там нет, все занято.

В итоге остановились  в каком-то придорожном мотеле, нас заселили в гостиный домик, где не работало отопление  (а ночью было еще холодно, между прочим). Более того, во дворе мы еле вышли из машины под лай стаи бродячих собак. Поэтому если поедете семьей, решайте вопрос ночевки заранее и не бойтесь переплатить копеечку.

Паром

Так как мост на тот момент не был еще закончен, в Крым на авто мы могли попасть только на пароме. Это настоящее чудо глупости и идиотизма. Чтобы вы понимали, сама организация переправы вполне себе сносная. Огромная парковка, много касс оплаты и большой зал ожидания. Все это было в конце апреля пустым. Но сотрудники ГИБДД умудряются устроить пробку из пяти машин. Дело  в том, что, выезжая с пункта оформления и начиная двигаться к парому, вы попадаете на пост ГАИ. Досматривают не всех, в основном фуры, но никто не утруждает себя отвести эти машины в сторону, поэтому все дружно стоят в очереди  и ждут, пока сотрудник разберется с машиной.

После поста вы едете к парому, там у вас одни люди проверяют документы, вторые билеты, третьи пропускают на паром, четвертые паркуют — не особо практично, но зато сколько рабочих мест.  Сама переправа занимает около 15 минут. Селфи, фотки и видео с чайками можно успеть сделать ,а большего и не надо. Романтизм момента зашкаливает и на это время забываешь о ямах под Ростовом, холоде в гостинице, затекших ногах и других неприятностях.

Самое главное  - это стоимость. Мы высчитали, что транспортировка машины стоит 1700 рублей.  Но или просмотрели, или  эта информация не бросается в глаза  - за каждого человека придется доплатить 150 рублей. Дети до 6 лет не в счет — им бесплатно. Однако самое интересное, что за водителя тоже приходится платить. Не знаю, но, может, были случаи, когда машина сама себя переправляла, иначе сложно объяснить формирование цены  за авто без учета водителя. Хотя маркетинг — штука злая.

Крым

Видно, что сюда тянутся федеральные деньги. Сами города, особенно без отдыхающих, навевают уныние  и возвращают в светлое советское прошлое, правда, немного потрепанное временем. Но между ними строятся огромные трассы с мощными развязками и несколькими полосами. Отчего, само собой, образуются пробки. Цены на жилье мы уточнить не успели, но в кратких разговорах с местными звучало грустное «договоримся».

Итог

Ехать на российский Юг или нет  - дело личное. Вас ждет изматывающая дорога, пробки,  дорогой или некачественный сервис (возможно, и дорогой, и некачественный одновременно), но и гордость от переизбытка патриотических чувств. Наверняка, открытие моста изменит поездку в Крым до неузнаваемости, но думается, что основные положения останутся прежними. Так что решайте надо оно вам или нет! Мы провели в дороге 60 часов, причем в гостинице ночевали один раз. С бензином, переправой, платной дорогой и т. д., и т. п. дорога нам обошлась около 16000 рублей в две стороны.

Тезисы

1. Планируйте ночевку заранее.

2. Если нет рекомендаций, питайтесь только в проверенных общеизвестных местах.  Фаст-фуд нанесет вам меньше вреда, чем «домашняя» еда, приготовленная без соблюдения каких-либо норм.

3. Если любите ездить ночью, двигайтесь ночью. Трасса намного свободнее, чем днем.

4. 150-200 км до Ростова (со стороны Москвы) вас ждет не очень хорошая дорога, относительно всей трассы.

5. Пользуйтесь указателями: навигация по ним на хорошем уровне. Все понятно, куда ехать и где поворачивать.

6. Следите за камерами — их много.