С 2001 по 2014 годы Брянск потерял пять (!) кинотеатров. Три из них были снесены. А между тем каждое разрушенное строение имело свою историю, каждое пережило трудные годы. Десятилетиями кинотеатры развивались вместе с кинематографом и хранили какую-то особенную атмосферу. Теперь же они ушли в небытие. Сегодня в Брянске осталось всего два кинотеатра, построенных в советскую эпоху. Корреспондент издания NASHBRYANSK.RU выяснил, насколько велика историческая ценность этих статных старожилов. И почему снесенным кинотеатрам не дали шанса.

Победа! Салют!

Кинотеатры с историей — это «Победа» и «Салют». «Победу», которая находится в Бежицком районе Брянска, построили в 1932 году, однако во время Великой Отечественной войны здание было разрушено. Восстановили кинотеатр лишь в 1947 году. Самыми сложными годами для него, как и для всей страны, стали 90-е. «Происходил развал системы советского кинопроката и киноиндустрии. Кинотеатр выживал, отдавая в аренду собственные помещения — под дискоклуб, секонд-хенд, магазины. Это привело к сокращению количества кинозалов», — рассказал директор «Победы» Андрей Богдашов. По его же словам, непростыми оказались и 2013 — 2016 годы, когда в торговых центрах Брянска стали открываться кинозалы. Однако «Победа» выдержала конкуренцию.

Выстоял и «Салют», появившийся в Володарском районе Брянска в 1966 году. После распада Советского Союза кинотеатр еле сводил концы с концами, однако работал. Появление конкурентов в торгово-развлекательных центрах тоже больно ударило по «Салюту», но и этот непростой период остался позади. Вот что сообщил директор кинотеатра Александр Карловский: «В «Салюте» я с 2015 года. Первым делом мне пришлось связываться с кинокомпаниями, гасить долги. Теперь мы вышли на неплохие показатели. Худо-бедно, но у нас ежемесячно смотрят кино около двух тысяч человек». К слову сказать, в Брянске именно «Салют» стал первым кинотеатром, где стали крутить фильмы в 3D. Это случилось 10 сентября 2010 года. Первый фильм, который показали в новом формате, назывался «Обитель зла-4: Жизнь после смерти».

Специалисты отмечают, что оба кинотеатра имеют историческую ценность, а потому требуют особого внимания. «Победа» сделана в стиле конструктивизм и является памятником архитектуры, — пояснил доктор наук, профессор БГИТУ Александр Городков. — Объект интересный во всех отношениях. И место для него подобрано идеально. Что касается «Салюта», с точки зрения архитектуры особой ценности не представляет, а вот культурное значение очевидно».

Фото из группы «Кинотеатр «Победа» Брянск» ВКонтакте

На грамотном расположении кинотеатров особое внимание акцентирует брянский архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России Александр Перов. От отметил:

«На улице Майской Стачки «Победа» — одно из красивейших зданий. Правда, оно сегодня в неправильном макияже пребывает. Цвет должен быть другим. Однако канва самой улицы пока не нарушена. Там идут кафе, дом Дятлова, «Победа», районный суд (кстати, очень красивое здание, испорченное сайдингом), плюс дворовая территория выходит в парк. С точки зрения градостроительства — великолепно. Всё на своих местах. «Салют» тоже идеально вписывается в окружающую среду: он заглублен, впереди находится парковая зона. То есть сделано все с прицелом на то, что это зона отдыха. Там можно подождать сеанс, назначить свидание. К сожалению, мы потеряли такой подход».

Брянские власти утверждают, что обоим кинотеатрам пока ничто не угрожает. «Они находятся в хорошем состоянии, работают исправно и будут работать дальше, — уверил начальник управления культуры Брянской городской администрации Владимир Севченков. — Капитальный ремонт им не нужен, а косметический сделаем, когда потеплеет».

Жанр: катастрофа

Судьба брянских кинотеатров непростая. Уже в XXI веке зачах «Космос», построенный в 1961 году, родился и погиб «КиноМир» (2010 — 2014), а почтенные «Октябрь» (1949 — 2001), «Родина» (1961 — 2010) и «Россия» (1973 — 2014) были снесены. «Россия», правда, давно не показывала фильмы, и в ее стенах долгое время находился ночной клуб, часто фигурировавший в сводках милиции. Однако строили здание как кинотеатр, и тем оно было примечательно.

А с «Октябрем» и вовсе связана самая страшная брянская катастрофа мирного времени. Она случилась ночью 25 апреля 1959 года. Более 500 человек смотрели драму «Сорока-воровка», когда в зрительном зале рухнул потолок. Людей из-под обломков доставали до самого рассвета. Сколько человек погибло, до сих пор точно неизвестно, поскольку трагедию в течение десятилетий власти старательно замалчивали, даже не объявили траур (памятный знак появился в Брянске лишь в 2017 году). Однако очевидцы говорили, что на кладбище отвезли не менее 250 гробов, причем хоронили несколько дней. В 1960 году «Октябрь» отстроили заново, а в 2001-м — снесли, сославшись на то, что он перестал отвечать требованиям безопасности.

Эксперты сходятся во мнении, что снос кинотеатров в Брянске — большая ошибка. По словам Александра Перова, с этими зданиями уходит целая эпоха.

«Возьмем, к примеру, «Октябрь», — говорит архитектор. — Он и ТЮЗ находились по обе стороны оси Круглого сквера и были нанизаны портиками. Теперь на месте «Октября» стоит нечто непропорциональное. Градостроительная задумка нарушена. Что касается «Родины», с точки зрения архитектуры она была типовым проектом, однако идеально вписывалась в проспект Ленина, представляющий собой сталинский ампир. Новое здание мне нравится, но среди соседних строений оно выглядит, как растолкавший всех кукушонок».

В свою очередь, профессор Александр Городков напоминает, что в 90-е годы инициативная группа горожан боролась за «Октябрь»:

«Это было одно из самых красивых зданий в Брянске и прекрасно вписывалось в архитектурный ансамбль. Его техническое состояние было вполне удовлетворительным. Кинотеатр нужно было сохранить, но власти не захотели его реконструировать, а поспешили продать участок. Ну, а собственник сделал то, что сделал. Если бы «Октябрь» дожил до нулевых годов, его бы, без сомнения, объявили памятником архитектуры. Можно было бы сохранить и «Родину», и прекрасный сквер возле нее. Сейчас он наполовину уничтожен. Новый торговый центр очень ухудшил вид проспекта Ленина. По поводу «России». Здание построено в 70-х, по архитектуре выдающимся не было. Тем не менее жалко расставаться с такими строениями. Возникает вопрос: а что приходит им на смену?».

Снос «России» в 2014 году (ролик из группы «Типичный Брянск» ВКонтакте)

У брянских властей своя правда. В городском управлении культуры пояснили, что сохранить кинотеатры не было возможности, поскольку годы, когда решалась их судьба, были кризисными и для страны, и для киноиндустрии. «Это сейчас хорошо рассуждать, почему не сохранили, — говорит начальник управления Владимир Севченков. — Это был период, когда люди по полгода не получали зарплату, когда перекрывали улицы и железнодорожные мосты. Рушилась и киносеть. Кинотеатр «Россия» умер еще в 90-х, потом был продан на аукционе в частные руки. На тот момент не было возможности сохранить и «Октябрь». Там надвигалась такая же трагедия, которая произошла в 1959 году. Крыша держалась на честном слове и могла рухнуть в любой момент».

По его же словам, нет ничего удивительного в том, что кинотеатры закрылись. Меняется социально-экономическая ситуация, формируются новые условия для жизни. И в этих самых новых условиях многие некогда мощные предприятия — со своей историей, со своими героями и достижениями — перестали существовать. Они попросту оказались не нужны. Поэтому власти и решили, что сохранять их нецелесообразно. Как говорится, бизнес и ничего личного.

Последний мазок

И последний штрих, точнее — мазок… кистью. Вместе с кинотеатрами ушло в историю целое направление в искусстве. Речь о киноафишах, которые до конца 90-х рисовали художники. В Брянске одним из таких мастеров являлся Владимир Хроменков. Он делал афиши к фильмам «Война и мир», «Укрощение строптивого», «Зигзаг удачи», «Звездные войны», к первым лентам про Джеймса Бонда, к голливудским боевикам. На счету художника — сотни работ. В разное время созданные им афиши зазывали зрителей в «Салют», «Октябрь» и «Родину». А началось все в далеком 1966 году.

«Я оканчивал школу, — рассказывает Хроменков. — А тогда существовала комсомольская организация, комитет ВЛКСМ, и у них была задача трудоустроить всех выпускников. Они ходили по школам, брали всех на учет и проводили опрос: кто бы где хотел работать. Я сказал, что хочу работать художником, как мой отец. В этот момент открывался кинотеатр «Салют». Вскоре мне позвонили и сказали, что там нужен художник».

Так Владимир Викторович оказался в огромной мастерской «Салюта». Ему дали кисти и краски, а также выше человеческого роста щиты из фанеры, на которых и нужно было творить. Это сразу же поставило молодого живописца в тупик.

«Как мне на этих щитах делать? Я знаю, что фанера расходится от воды. Тогда папа посоветовал обтянуть их бумагой. Я так и сделал. Хочу отметить, что это единственный в городе кинотеатр, где афиши рисовались на склеенной бумаге. В других было иначе. В «Октябре» и «Родине» на каркас натягивал ткань, грунтовал смесью из мела и столярного клея, потом делал разметку и рисовал — в основном гуашью. Если полотно большое, приходилось работать лежа», — вспоминает мастер.

По его словам, на создание афиши уходило как минимум пять часов. Бывало, и день нужно было потратить. Самым сложным было скомпоновать изображение и шрифт. Чтобы и то и другое привлекало внимание, к тому же было видно хотя бы через дорогу. А еще нужно было найти место для завлекающих слов «новый», «широкоформатный», «впервые».

Не обходилось без курьезов, особенно в начале карьеры. Сейчас художник рассказывает о них с улыбкой:

«Первым директором «Салюта» был бывший военный, к тому же помешанный на женщинах. И ему надо было, чтобы я на каждую афишу рисовал даму. «Ну, нельзя этого делать», — говорил я. А он свое: «Рисуй! Красивую рисуй». Как-то вышел фильм о Ленине «Мать», и директор снова просит изобразить женщину. Что я сделал? По всему огромному щиту написал только слова «мать», «мать», «мать», «мать». Когда поставил этот щит, бывший вояка меня чуть не убил. Пришлось переделывать в срочном порядке. Мне еще от папы досталось. А когда вышел фильм «Берегись автомобиля», на создание афиши у меня было очень мало времени. Тогда я взял старые наработки, нарезал каких-то шпионов и приклеил. Народ валом пошел. А потом зрители приходили ко мне и возмущались: «Ты чего нам обманул? Мы пришли смотреть про шпионов, про стрельбу, а там этого нет!». В молодости я лихие делал выкрутасы».

Владимир Хроменков справа. Фото из группы «Творческий союз «Фотоискусство» ВКонтакте

Особенно Владимиру Хроменкову запомнилась работа над фильмом Сергея Бондарчука «Война и мир». Ему заказали громадное панно, метров шесть в длину и около двух в высоту. На этой растяжке нужно было изобразить сражение, при этом детально прорисовать людей в костюмах начала XIX века. Он выполнил поручение, получилась не афиша, а самая настоящая картина. К сожалению, ее постигла участь всех аналогичных творений: после окончания сеанса работу утилизировали. «Когда афиша становится не нужна, ее смываешь. Жалко, конечно, а что делать. Они все большие по размеру, на выставку не отправишь», — сетует мастер.

В советские годы, а также в 90-е фильмы шли не по нескольку недель, а максимум три дня, поэтому нужно было рисовать быстро. И Хроменкову пришлось научиться работать без эскизов — сразу на полотне и сразу красками. Иногда выручил эпидиаскоп — аппарат, напоминающий видеопроектор. Художник вставлял в него пленку, выбирал нужный кадр, направлял на стену и начинал срисовывать лицо или фигуру персонажа. Когда время поджимало, направлял изображение прямо на полотно и обводил.

Теперь же кинотеатры не нуждаются в услугах художников. Ситуацию прояснил директор «Победы» Андрей Богдашов: «Современная система кинопроката не позволяет использовать авторское изображение для афиш. Все постеры и прочая рекламная информация разрабатываются обладателями лицензионных прав и дистрибьюторами кинофильмов. Художники исчезли вместе с советской системой кинопроката».

Такое вот получилось кино… Настоящая катастрофа с элементами драмы. Конечно, время диктует свои условия, и новые кинозалы прекрасно себя чувствуют в торговых центрах. И все же непросто смириться с тем, что безмолвные свидетели эпохи, обладающие своими архитектурными особенностями, стерты с лица земли. Бесспорно, крушить культурное достояние легко. А вот чтобы сохранить, нужно приложить усилия. Но такая работа просто необходима — дабы Брянск не потерял своего лица.