Каждый десятый россиянин планирует приобрести в этом году автомобиль или квартиру/дом. В прошлом году аналогичные покупки совершили 11% и 5% граждан соответственно. Всероссийский центр изучения общественного мнения представляет данные исследования, посвященного теме потребительских возможностей и планов россиян.

Самым популярным приобретением является мобильный телефон, и число покупателей растет из года в год: если в 2013 г. его купили 14%, то в 2017 г. — уже 26% россиян. На второе место в рейтинге покупок-2017 вышел автомобиль — его владельцем стал каждый десятый (11% - с 6% в 2015 г.), еще по 10% приобрели телевизор/домашний кинотеатр, сделали ремонт в квартире. Также заметен небольшой рост по приобретению турпутевок (с 5% до 9%) и внесению платы за обучение — свое или детей (с 4% до 9%). В остальном существенных различий между 2017 и 2015 гг. по потребительскому поведению не фиксируется.

Потребительские планы наших сограждан по ряду товаров и услуг с 2016 г. изменились, наиболее ощутимо — по путешествиям и обучению: в 2016 г. соответствующие расходы планировали 10% и 3% опрошенных, в 2018 г. — 15% и 10% соответственно. Чаще всего предполагаемые траты в этом году связывают с ремонтом (17%). Каждый десятый намеревается приобрести автомобиль (10%), квартиру/дом (9%). Наименее востребованные покупки: музыкальный центр, видео- и фотокамера, спортивный тренажер.

Результаты исследования комментирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Наиболее острый период экономического кризиса позади, и мы видим, как оживляется потребительское поведение. Необходимо, конечно, помнить, что для многих покупок россияне выбирают более дешёвые варианты, чем раньше. Весьма и весьма показателен рост внимания к инвестициям в образование!».