В центральной России выпал первый снег, по ночам заморозки. Некоторые «бывалые» автолюбители советуют продолжать ездить на летних шинах, другие от таких советов хватаются за голову — они уже переобули своих четерехколесных друзей. Кто прав? Ответ можно найти на Авто Mail.Ru.

Эксперты-шинники вообще рекомендуют переобуваться, как только среднесуточная температура понизится до +7ºС, пускай даже потом случится кратковременное потепление. Почему? В частности, потому, что такой подход более рационален: сейчас ажиотажа не наблюдается ни в шинных центрах, ни в шиномонтажных мастерских. А когда пойдет первый «настоящий» снег, везде будут очереди.

Хотя главная причина — это, конечно, безопасность. Помните: летние и зимние шины отличаются по всем параметрам — конструкцией, составом резиновой смеси, рисунком протектора… А потому поздней осенью любая летняя покрышка априори ведет себя хуже зимней: при температурах от 0 до +7ºС сцепные свойства летней резины ухудшаются, при «минусе» же резиновая смесь и вовсе дубеет, поэтому на дороге, прикрытой снежком или льдом, летняя шина беспомощна. К тому же, если потепление и будет, то оно не навсегда. Зима близко! Даже если погода и подарит теплые деньки, то весьма вероятны ночные заморозки. И утром автомобилисты могут встретить на дорогах такое явление, как «черный лед» — когда асфальт выглядит чистым, но, на самом деле, покрыт очень скользкой коркой из замерзшей воды.

Впрочем, многие, несмотря ни на какие советы, обычно ездят на летних шинах до последнего, объясняя это тем, что зимняя резина плохо тормозит. Совершенно верно. Зимние покрышки (особенно нешипованные) изначально мягче летних, что неизбежно ухудшает «асфальтовые» сцепные свойства — как показали испытания, в дождь тормозной путь со скорости 80 км/ч удлиняется почти на 10 м!

Но! Во-первых, этот вывод справедлив только для плюсовых температур. Когда на улице около ноля, ситуация кардинально меняется: зимние шины ведут себя намного лучше летних. Во-вторых, в октябре уже стоит сменить манеру вождения на «зимнюю», с плавными маневрами, разгонами и торможениями.

Другой распространенный стереотип: «рано переобуюсь — повылетают шипы». Не повылетают. В посадочных колодцах современных покрышек шипы сидят весьма прочно. Хитрая форма отверстий, заводская ошиповка, а иногда и использование специального «клея» — все это сделано, чтобы жалоб на выпадание шипов было меньше.

Впрочем, постоянная агрессивная езда по сухому асфальту может прикончить даже самые крепкие «шиповки», следовательно, переобувшись заранее, избегайте резких торможений и эффектных — с пробуксовкой — стартов. В общем, берегите резину! Особенно новую. Дедовский совет по поводу «прикатывания» шипов, когда только купленные «шиповки» рекомендуют аккуратно обкатать на невысоких скоростях на протяжении 200 — 300 км, актуален и сегодня.

5 простых ответов на сложные шинные вопросы

1. Когда «списывать» старые покрышки? Глубина протектора зимних покрышек не должна быть меньше 4,0 мм, в «рисунке» — никаких застрявших камешков и других посторонних предметов. Отслоения корда, проплешины, «грыжи» и трещины недопустимы.

2. Куда какие шины ставить? Вытаскивая из кладовки комплект зимних покрышек, вы внезапно замечаете, что одна пара колес изношена меньше. Куда ее поставить? Более новую резину ставим только назад, независимо от типа привода.

3. Шипованные или фрикционные? Сказать, что определенная категория «резины» предпочтительнее на асфальте, нельзя: современные (!) «шиповки» по своему уровню не уступают фрикционной резине. Однако на снежно-водяной каше фрикционные покрышки гораздо стабильнее. На льду ситуация противоположная — здесь металлические «зацепы» вне конкуренции! Хотя при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивают более надежное вождение.

4. «Арктика» или «Европа»? Фрикционные шины делятся на «арктические» («скандинавские») и «европейские». Вторая разновидность подойдёт жителям теплых регионов, поскольку больше напоминает «всесезонку» и хорошо работает только при околонулевых температурах. Поэтому для суровых условий — только «скандинавская» разновидность! Запомните, что «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» — более округлая форма и более твердый — даже на ощупь! — протектор.

5. Сколько должно быть шипов? Напомним, скандинавы законодательно ограничили количество шипов для зимних покрышек, и теперь производители разделились на два лагеря: одни честно разработали новые зимние модели, «проредив» количество шипов до 96, а другие… смогли обойти запрет и буквально нашпиговали протектор металлическими «зацепами»! Но надо понимать: покрышки известных брендов, независимо от количества шипов, близки по характеристикам, отличаясь скорее нюансами.