Тринадцать российских банков запускают пилотный проект по оценке платежеспособности клиентов, исходя из структуры покупок, которые те совершают — это так называемый «транзакционный скоринг». Сбербанк пошел еще дальше: с 2018 года собирается запустить систему оценки заемщиков еще и по психометрическим моделям, или психоскоринг.

Банки будут оценивать суммы покупок и категории точек продаж, в которых они совершаются, — чем больше сумма покупок и выше класс заведений, в которых бывает клиент, тем больше у него шансов получить кредит, пишет «Ридус». А старший вице-президент Сбербанка Александр Ведяхин предупредил, что их банк при принятии решений о выдаче кредитов будет еще учитывать поведение, друзей и интересы потенциальных заемщиков в социальных сетях. сообщает РБК.

Ранее сообщалось, что банки все активнее используют при мониторинге кредитных рисков информацию о поведении клиентов в социальных сетях. В 2018 году, похоже, эта система будет введена в промышленную эксплуатацию.

«Идеальный вариант, …чтобы мы поняли, кто, все следы, все источники, чтобы стало понятно, что это за человек, и если он „лайкает“ тюремные четки и „Владимирский централ“, то навряд ли ему надо сразу одобрять кредит, скорее всего, еще раз надо что-нибудь посмотреть», — пояснил Ведяхин «Интерфаксу».

По его словам, сейчас в Сбербанке используют психоскоринг в рамках пилотного проекта при работе с ограниченной выборкой согласившихся клиентов. При этом банк действует в полном соответствии с законодательством о защите персональных данных.

На что банки могут обратить внимание при работе с соцсетями? В первую очередь, на окружение заемщика. В частности, скоринговые системы ищут мошенников и злостных неплательщиков во френд-листе клиента. Анализу подвергается и манера общения в соцсетях. Например, если пользователь слишком многословен — он не знает, чего хочет и, скорее всего, человек недисциплинированный.

Очень хорошо, что российские банки тестируют передовую технологию, которой на Западе как минимум 30 лет, иронизирует директор банковского института ВШЭ Василий Солодков: «Что толку в том, что российские банки внедрят у себя такую же технологию? Что бы там ни говорили в СМИ, доходы населения падают четыре года подряд. Соответственно, у банков падает количество клиентов. Банки могут заниматься скорингом исключительно из научного интереса — потому что объективная ситуация на рынке займов такова, что банкиры скоро будут гоняться за людьми не для того, чтобы вернуть кредит, а чтобы его выдать», — сказал «Ридусу» Солодков.

Кроме того, если человек поставит целью своей жизни обмануть банк, он это сделает без особых проблем.

«Построить фиктивную кредитную историю, если такова твоя цель, можно, не имея на самом деле гроша за душой. Человек просто занимает у родных-знакомых какую-то сумму, совсем небольшую, прокручивает ее по кредитной карте, вовремя возвращает долг банку, и так несколько раз. Размер сумм при этом играет второстепенную роль — главное, чтобы банк видел, что клиент не допускает просрочек. И пожалуйста, кредитная история готова», — поделился эксперт лайфхаком.