В этом году в стране три ЕГЭ на сто баллов каждый сдали всего 23 одиннадцатиклассника, в том числе выпускники Брянских городских лицея № 1 имени А.С. Пушкина Александр Антонов и лицея № 27 имени И.Е. Кустова Анна Егорова, которых глава Рособрнадзора Сергей Кравцов назвал «интеллектуальной элитой нашей страны».

Рособрнадзор впервые за все время проведения единого госэкзамена подсчитал количество выпускников, которые набрали за три экзамена триста баллов — максимально возможное количество. И хотя всего сдают четыре экзамена, но 400 баллов не набрал никто. Трехсотбалльников набралось всего 23 человека на страну — девять девушек и 14 парней, пишут «Известия». «Интеллектуальной элитой нашей страны» назвал их глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Примечательно, что в списке трехсотбалльников — пять человек из Москвы, три из Подмосковья, один из Санкт-Петербурга и два из 400-тысячного Брянска. Анна Егорова из лицея № 27 имени И.Е. Кустова пришла в школу на год позже сверстников, из-за проблем с речью. Кто бы мог подумать, что лицей она закончит круглой отличницей, да еще сдаст ЕГЭ по русскому языку и литературе на 100 баллов. Третье стопроцентное попадание — обществознание. Сейчас Анна — студентка главного вуза страны, учится в МГУ на филологическом факультете. При этом девушка призналась, что ее успех — полностью заслуга преподавателей лицея, и к репетиторам ни по одному из сданных на сотню баллов предметов не обращалась. Несколько иная ситуация у другого гуманитария из Брянска.

Трехсотбалльник Александр Антонов, выпускник городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина, добился максимального результата по русскому языку, обществознанию и истории. Он поступил на юридический факультет МГУ. Успех брянцев подтверждает обшероссийскую тенденцию — в небольших областных и районных центрах больше гуманитариев, чем математиков.

«Известия» попытались выяснить у самих ребят и их родителей, в чем секрет трехсотбалльников. Оказалось, что учеба в спецшколе и репетиторы — вовсе не обязательное условие, попасть в список лучших может ученик рядовой школы. А самое главное — мотивация и стальные нервы.

В интервью изданию отец Александра Антонова признался, что Саша с седьмого класса занимался с репетитором русским языком, а последние два года перед выпуском — историей и обществознанием. В младших классах сыном очень плотно занималась мама. Вместе делали все уроки, ребенка заставляли много читать. А с пятого класса он уже контролировал свою учебу сам.

«До четвертого класса Саша был как все — не сказать, что «ботаник». В младших классах учился на четверки и пятерки. Да и в аттестате у него несколько четверок по непрофильным предметам — химии, биологии и математике. Когда стали известны результаты ЕГЭ, учителя сказали: «Не тем мы «красные» аттестаты давали», — рассказал «Известиям» Сергей Антонов.

Ему хотелось, чтобы сын пошел по его стопам и выбрал техническую специальность. Но увидев, какие способности у мальчика к общественным наукам, отец сдался. По мнению Сергея Антонова, секрет воспитания трехсотбалльника прост — надо уважать своих детей и доверять им.

«У меня была мечта поступить в МГУ. И была возможность сделать это за счет ЕГЭ, — сказал «Известиям» Саша Антонов. — Я шел к своей цели: хорошо сдать экзамен и попасть в лучший университет страны. Занимался с репетиторами, ходил на все факультативные занятия по субботам, ничего не пропускал. Я столько времени на это убил! Поэтому, когда получил свои результаты, сказал себе: «Да, это действительно заслуженно». Шок был, когда впервые получил сто баллов. А на третий раз подумал, что так и должно быть».