Проанализировав результаты долгосрочного исследования, в котором приняли участие 918 жителей новозеландского города Данидина, профессор Медицинской школы Университета Дьюка Дэниел Бельски и его коллеги нашли связь между наличием у человека определенных генов и социально-экономическим благополучием, передает Harvard Business Review.

«ДНК — это не судьба, но кое-что о нашем характере и достижениях она все-таки говорит», — замечает Бельски.

Носители определенных вариантов генов, или аллелей, в детстве развивались быстрее сверстников, а в подростковом возрасте ставили себе более высокие цели. Позже, повзрослев, они получали более качественное образование, более престижную работу, больше зарабатывали, завязывали контакты с более успешными партнерами, были легче на подъем, лучше адаптировались в обществе, грамотнее распоряжались деньгами и накапливали больше активов.

«Все это наводит на мысль, что наше будущее предопределено генами. Но мы знаем также, что развитие человека зависит от сложного взаимодействия генов и окружающей среды. Нас формируют природа и воспитание. Мы только начинаем понимать, как играет этот дуэт», — говорит Бельски.

По его мнению, пока что наука не может оценивать потенциал людей по генетическим тестам, и даже если бы такой анализ был возможным, проводить его не следовало бы. В ходе работы не всегда тесты на выявление наборов генов, «отвечающих» за успехи в образовании, указывали на состоявшегося в жизни человека.

«Кто-то с низким баллом добился успеха в жизни, кто-то с высоким — не выбился в люди. Существует множество других, не связанных с генетикой тестов, которые гораздо точнее, чем генетические анализы, указывают на способность человека достичь чего-то в жизни», — отмечает Бельски.

Задача ученых понять, как генетика направляет течение жизни и почему одни люди преуспевают, а другие терпят поражение. ДНК дается нам от рождения и остается неизменной до самой смерти, поэтому за нее можно зацепиться и строить на этом теорию.

«Один из главных итогов нашей работы — документальное подтверждение того, что обнаруженные генетические особенности не имеют связи собственно с образованием. Напротив, они связаны с целым рядом личностных характеристик, ­например, с самоконтролем и умением ладить с людьми. Благодаря таким чертам характера, дети с высоким полигенным баллом демонстрируют прекрасные результаты везде, не только в школе. На самом деле различия в образовании богатых и бедных лишь отчасти определяют жизненный успех», - поделился своими выводами ученый.

Ученые признались, что их пугает идея использовать генетику в качестве инструмента отбора людей в группы элиты и прочих. Поэтому очень важно говорить о том, когда можно и когда нельзя применять результаты подобных исследований.