Экспериментировала с системой образования, надо сказать, «продвинутая» мама — главный редактор журнала «Домашний очаг» Наталья Родикова. Она обучала своих сыновей 11 и 12 лет в домашних условиях и решила поделиться результатами такого рискованного шага на своей странице в «Фейсбуке»

1. Почему мы перешли на экстернат?

Во-первых, дети (11 и 12 лет, мальчики) занимаются спортом, у них ежедневные тренировки, и последний школьный год был очень мучительным в плане совмещения. Необходимость все время как-то разруливать проблемы с седьмыми уроками, с классными часами, дежурствами, репетициями (для участия в обязательном межшкольном конкурсе космических проектов), с домашними заданиями и так далее, утомляла до глубины души.

Плюс к этому отношение к спорту (и вообще любым внешкольным занятиям) у наших педагогов отчетливо недружелюбное, все отпускания с уроков сопровождались напоминаниями про то, что школа важнее, что «без футбола обойдетесь, а без уроков — нет» и так далее.

Во-вторых, у нас явно сложились индивидуальные учебные потребности. Одному ребенку в школе было слишком легко, и он там скучал и деградировал, имитируя учебу, другому — тяжело, и постепенно проблем накопилось очень много.

2. Как устроено наше обучение.

Прошлым летом, когда что-то нужно было решать, моя подруга Дина Голощапова в десятый раз рассказала о том, как они с детьми перешли на обучение «через Битнера».

Алексей Битнер — новосибирский предприниматель от образования, который разработал посредническую схему между родителем, учеником и школой и «сайт-тренажер», который позволяет поддерживать заочное обучение.

С помощью Битнера мы прикрепляемся к одной из его школ-партнеров, в которых учителя принимают у детей экзамены дистанционно, письменно (под камеру), раз в год по одному предмету, по строго очерченному кругу вопросов. «Тренировать» ответы на вопросы как раз можно на сайте-тренажере. Все обучение — на родителях и самом ученике.

3. Как устроен учебный день?

По-разному, в зависимости от предмета. Например, географию, историю, биологию осваивали так: смотрели вечерами интересные документальные фильмы (внезапно в ход пошел и Arzamas), читали книги, рисовали схемы. А на день было задание — пройтись по соответствующим главам в учебнике и ответить на вопросы на тренажере.

Русский и математику я объясняла на примерах утром до работы или вечером, а днем дети делали задания на сайте или в тетради. Для английского мы подружились с замечательным человеком, и она два раза в неделю (чаще по скайпу, но иногда и лично) занималась с мальчиками несколько месяцев — исключительно результативно!

4. Было ли страшно?

О да… Страшно было до начала, как оно все пойдет, и страшно было первый месяц, когда я видела, что мы не умеем учить, дети не умеют учиться, у нас ничего не получится. Потом страх ушел, наступили будни.

5. Было ли тяжело?

Очень. Мы не успевали объяснять, не успевали выстраивать учебный день, дети врали, что занимались, а на самом деле нет, приходилось контролировать больше, чем я рассчитывала, приходилось погружаться в каждую учебную тему с головой. Но к середине года стало понятно, что мы освоились, что контроля нужно все меньше, что дети научились и сами немного выстраивать свой день, почувствовали ответственность, ориентируются в учебном плане, понимают, что для них значит тот или иной объем темы, стали выдвигать свое видение графика экзаменов — к этому я уже готов, а на этот мне нужно еще две недели. Это конечно поразительно, что школа, при том что учиться в ней труднее, дает гораздо меньше в смысле вот этих личностных качеств.

6. Преимущества. Их много.

— Начну с самого простого и приятного: детям не надо было вставать в 7 утра и сидеть в школе полдня. Спать можно было до 10 часов (и Андрей, например, наконец-то стал похож на человека по утрам), а заниматься — сидя, лежа, с котом под мышкой и яблоком во рту. Более того, заниматься можно не только дома, но и в гостях, и в машине, и если вам вдруг внезапно приспичило уехать посреди учебного года в гости к дедушке и бабушке — там тоже можно.

— Индивидуальный план и темп для каждого. Тему осваивали столько, сколько нужно. Учились не по всем предметам сразу, а несколько недель сосредоточивались на одном-двух. Затем сдавали экзамен — и переключались на следующий. Можно сдать все экзамены за полгода и отдыхать, а можно вообще за год пройти два класса.

— Глубина знаний. Это конечно, очень субъективно, но мне кажется, дети за год усвоили больше, чем это получилось бы в школе. И потому что было время на более панорамное знакомство с темой. И потому что мы с мужем (сам себя не похвалишь…) очень старались, выстраивая логические цепочки внутри материала, дополняя какой-то неучтенный планом контекст.

— Любой экзамен можно было не отправлять, если во время сдачи ты видел, что ученик твой пока не готов, сделал больше ошибок, чем нужно, или вообще забыл какую-то тему. В этот момент можно было нажать кнопку «отменить экзамен» — и дать ему еще пару-другую дней или даже недель.

— Отсутствие ежедневных оценок. Мы могли ругаться из-за того, что не сделан какой-то объем заданий, то есть за имитацию учебы или за откровенную халтуру в заданиях, но не оценивали критически усвоение материала. Просто фиксировали время от времени: вот сейчас ты здесь, вот это ты уже знаешь-понимаешь. Вот это — пока нет. Исчезла эта ежедневная пытка замечаниями и двойками, от которых я не знала, как избавиться.

— Отсутствие ежедневной домашней работы, которую нужно сделать вот в таком объеме, непременно сегодня вечером (после школы и тренировки на улице у детей и после нашей работы) и непременно правильно.

— Я не была в родительском ватсапе круглосуточно по самым идиотским вопросам (думаю, подробнее объяснять не нужно). Я не ходила на бессмысленные родительские собрания. Не стирала (ну это машинка, хорошо) и не гладила 10 рубашек и две пары брюк в неделю. Не покупала халат для трудов, который не используется. Сменку, которая теряется. Туалет этот чертов без дверей (дети не ходили в него, а деньги на бумагу мы сдавали). Запрет бегать на переменах и разрешение сидеть на переменах в планшетах и так далее. Короче, когда я ехала домой после работы и слышала рядом телефонный разговор какой-нибудь замотанной мамы, которая жаловалась, что ей сейчас делать с ребенком домашку до двенадцати и лепить поделку, и какие все сволочи и гады, я чувствовала себя бесконечно счастливой.

7. Главное приобретение — отношения с детьми.

Они стали качественно другими. У нас появились вечера и утра не для школы, а для себя, для нашей семьи. Мы встречались по вечерам с удовольствием, с предвкушением чего-то интересного, даже если это было что-то, связанное с учебой, мы выстраивали это так, чтобы вечер все равно получился хорошим. Часто мы вообще не вспоминали по вечерам про учебу, а просто жили…

8. Кому это подходит?

Наверняка не всем. Например, я не знаю, рискнула бы я перейти на такую форму, если бы дети были младше — не могли оставаться дома одни, не умели организовать себя на учебу. Вопрос с социализацией тоже не праздный: нам повезло, дети в спорте, у них каждый день полтора часа общения с командой, плюс в нашем городе дети их возраста гуляют одни во дворе и ходят на стадион…

Если это один ребенок в семье, без какой-либо секции, без возможности гулять во дворе — наверное нет, не подойдет. Скорее всего, не подойдет это родителям, у которых нет возможности задержаться на час утром, если нужно написать тест, или взять день в счет отпуска, чтобы вдумчиво разобрать сложную тему.

Еще важный момент: муж часто работает дома, и в течение дня мог ответить детям на вопросы, помочь решить задачу, отобрать телефон, если кто-то заигрался, и так далее. Не знаю, насколько успешным было бы обучение, если бы они были дома одни… Ну и без школы высвобождается какое-то количество времени, которое тоже нужно организовывать — кружки? новые увлечения? В общем, есть над чем подумать.

9. Что будет дальше?

На следующий год останемся на экстернате, но не уверена, что просидим на нем до 11 класса. Возможно, в какой-то момент детям захочется (пока нет, но вдруг) вернуться в школу, и возможно, это будет интересный опыт — взглянуть на школьную учебу свежим взглядом, использовать приобретенные навыки самообразования. В чем я уверена — в том, что очень полезно уйти из школы хотя бы год. Этот шаг очень прочищает мозги: ты понимаешь, что вполне можешь обходиться без нее — без школы как здания с партами и учителями, без дневников и тетрадей, без домашних заданий (абсолютно точно). И обучение может не зависеть ни от кого, кроме тебя.