Без особых торжеств Брянский цирк встретил в 2015-м свое сорокалетие. Суеверные говорят, такую дату отмечать не принято. А в положении, в котором находилось это, говоря чиновничьим языком, учреждение культуры каких-то полтора года назад, действительно, было не до празднеств. При этом Брянский цирк, подобно клоуну на манеже, продолжал дарить веселье, смех, волшебство, но когда гас яркий свет прожекторов, погружался в невеселые заботы. В конце прошлого года о цирке вспомнили по весьма досужему поводу — там сменился директор. Новым руководителем назначили Андрея Черных, которого иначе как темной лошадкой назвать сложно. Экс-банкир, оказавшийся у руля цирка, да еще в такое непростое время, — любопытное и несколько неожиданное явление. О том, куда двигается Брянский цирк и что волнует Андрея Черных, в его интервью корреспонденту NASHBRYANSK.RU.

— Андрей Анатольевич, Вы полгода у руля Брянского цирка. Увольнение предыдущего руководителя стало внезапным, хотя в свете непростых отношений с Марицей Запашной по поводу ее якобы умирающих от голода в Брянском цирке животных ожидаемым. Ваше назначение — следствие этой истории? Что вы ответите скептикам, которые утверждают, что вы в цирке человек случайный, не имеете вообще никакого отношения к цирковому искусству и не разбираетесь в нем?

— Контракт у меня бессрочный, а доверенность выдана на год с последующим продлением. Когда сюда пришел, то понял, что история с Марицей Запашной к отставке предыдущего руководителя не имеет отношения. Основное здесь другое. Вы видели в каком состоянии сейчас находится цирк?.. Скажу честно, у меня достаточный опыт руководящей, финансово-хозяйственной деятельности. На момент моего назначения у Брянского цирка накопились многомиллионные долги, ситуацию за эти полгода удалось значительно выправить, хотя по-прежнему наши долги измеряются крупными суммами.

Кстати, ситуация с животными Марицы Запашной благодаря, в первую очередь, губернатору Александру Богомазу, надо сказать, разрешилась. До конца этого года проблема снята, животные сыты и обеспечены всем необходимым.

А что касается скептиков… Что я должен им отвечать?.. Я работаю с полной отдачей. А вот кто не работает, тот, соответственно, не пачкается. Дрова не нарубишь без щепок и землю не вспашешь, не испачкавшись. Хорошее слово вы нашли — скептики. Пусть утверждают, что угодно, это их предназначение. Если лично про меня, то с цирком знаком достаточно давно. Несколько лет назад ко мне обратились настоящие цирковые артисты за помощью по финансовым вопросам, я им помогал.

Потом так сложилось, что занимался административной работой, организовывал площадки для выступлений цирка на сцене и непосредственно рекламой. При этом рекламировать цирк как искусство и услуги коммерческих организаций — это абсолютно разные вещи. К цирку надо вызвать интерес, чтобы, пока идет программа, как можно больше зрителей в короткий промежуток времени пришло, и что не менее важно - вызвать желание опять прийти на следующие гастроли. У нас, как в сельском хозяйстве, своя сезонность. Вот май всегда тяжелый для проката месяц, когда о цирке словно забывают — это время дач, огородов, школьных экзаменов, если хотите, шашлыков. К новому году все вдруг вспоминают о существовании цирка. А задача-то в том, чтобы поддерживать постоянный интерес.

А еще это искусство достаточно затратное, дорогое, нежели, например, театр. Туда и билет подешевле, и само содержание театрального хозяйства. Кроме того, у нас любой номер всегда оригинальный: его нельзя повторить, сыграть под «фанеру», поменять артиста. Настоящие цирковые подолгу отрабатывают свои трюки, прежде чем представить их публике. Поэтому настолько ценны цирковые династии. С 15−16 лет артисты работают над своим уникальным номером, совершенствуя его. Невероятно длительна подготовка номеров с животными, а их надо растить и кормить. Поверьте, в цирковых трюках нет мелочей, в них исключительно профессиональные тонкости, которые нужно впитать, потому как зачастую они на грани жизни и смерти. Плюс постоянные переезды и не налегке в купе поезда — здесь целые автопоезда путешествуют на дальние расстояния из города в город. Можно было бы и продолжать. 

— В ходе видеоконференции с директорами восьми цирков, в том числе Брянским, руководитель Российской государственной цирковой компании Дмитрий Иванов говорил и о вашей персональной ответственности за состояние счетов филиалов и призвал ежедневно контролировать ситуацию, связанную с уплатой налогов в государственные фонды. К Брянскому цирку по этому поводу есть какие-то вопросы у налоговых органов?

— Не буду скрывать, и уже говорил, у нас есть значительные задолженности, но другого характера. По нашей вине счета Брянского цирка в мою бытность ни разу не закрывали. Хотя тяжело приходится.

— «Держите на контроле вопрос снижения налога на землю и имущество филиалов. Его решение находится в ведении региональных органов», — потребовал от вас руководитель Росгосцирка. Каким образом вы решаете вопрос снижения налога на землю и имущество? Закрытие кафе «Арена» можно объяснить этим посылом? И в продолжение темы, насколько рентабельна гостиница цирка и что будет с ней, может, продать или передать?

— Надо понимать, что мы на федеральном бюджете. По поводу налоговых льгот на местном уровне надо продолжать работу. Сам-то я не смогу снизить налоговое бремя. Мы с региональной и местной властью находим взаимодействие. Сейчас надо признать, что в стране кризис. К этим изменениям необходимо приспособиться, понять, как мы дальше будем жить. Цирк не исключение. И мы рады простому человеческому вниманию. Не взываем к милостыни, а просим не забывать о цирке и почаще к нам приходить. 

Что касается кафе «Арена» и гостиницы. Все это принадлежит Росимуществу, как и любое другое федеральное имущество, поэтому и принимать решение будут федеральные органы. Цирк находится в безвозмездном пользовании, для получения дополнительного дохода не по прямой своей деятельности нужны согласования с Росгосцирком.

Гостиница однозначно останется в федеральной собственности, да и нужно ли перекладывать заботу о ней с федерального бюджета. Передать коммерсантам? Тогда где жить артистам?.. Скажу отдельно, если Брянский цирк четвертый снизу из всех филиалов по финансовым и прочим показателям, то гостиница входит в десятку лучших цирковых, в том числе по уровню комфорта. Удивительно, что есть цирки в городах-миллионниках, они неплохо зарабатывают, но у них гостиницы по содержанию хуже, чем наша.

По поводу закрытия кафе «Арена», там не успели переоформить документы. Идут те самые согласования с Росимуществом. Но посмотрите, в каком состоянии сейчас ресторанный бизнес… Когда направляли документацию, нас спросили, а будут ли вообще желающие на подобное заведение. Оно два года не работает, мы стараемся поддерживать его в надлежащем состоянии. Там хоть и работоспособное, но морально устаревшее энергозатратное оборудование. Однозначно необходим ремонт и, может быть, не только косметический. Насколько это быстро все для бизнеса окупится - отдельный вопрос. Понимая, что для цирка в итоге будет дополнительный доход в виде арендной платы, хочу добиться разрешения и с трепетом жду желающих, но их пока нет. Причем, планируем заключать договор на пять лет, так будет удобно бизнесу, инвесторам, арендная плата ожидается невысокой, но и не будет бросовой. Так что вопрос с помещением для кафе сейчас решают совместно Росимущество и Росгосцирк. Добавлю, что процесс идет не легко — много документооборота.

—  Цирковой прокатный период практически завершен. Какой оказалась посещаемость Брянского цирка? Как с продажей билетов было в этом сезоне?

— За осень отвечать не берусь, поскольку не работал. В декабре-январе традиционно посещаемость была очень хорошей. Я остался доволен. Февраль — пора карантинов и экономии семейных бюджетов. Впрочем, мы рассчитывали на районы области. Выяснилось, что для подвоза детей многие автобусы не отвечают требованиям безопасности. Фактически работали на Брянск. В дальнейшем в таких ситуациях будем задействовать автобусы турагентств и частных перевозчиков, добросовестно относящихся к содержанию собственного автопарка.

В апреле сборы сделала программа Багдасаровых — это легендарные звезды цирка, сами понимаете. А в мае праздники, повторюсь, дачи-огороды, из сорока цирков по стране только около десятка работали. Многие на временный простой ушли. Сейчас у нас начался репетиционный период, и в июне всех наших зрителей ждет цирковая программа, с 10 числа. После этого закроем сезон и тогда уже подведем окончательные итоги.

— Вы отслеживаете, насколько велик поток иногородних зрителей, тех же калужан, орловчан, у которых нет своего цирка?

— Вопрос не праздный. Здесь есть, возможно, скрытые резервы. К нам раньше часто ездили из Орла, смоленского Рославля, Калуги, но в Курске открылся после ремонта цирк и орловчане стали предпочитать поездки туда, их мы потеряли. И хотя расстояние чуть дальше, зато там все новое. Калуга предпочитает Москву, но, надо отдать должное им, нас тоже не забывают, особенно Жиздра, Думиничи, Сухиничи, а Людиново — это вообще только к нам. Конкуренцию составляет капитально отремонтированный полтора года назад цирк в Туле.

— С какими проблемами вы сейчас разбираетесь, был период, когда и главному зданию, и подсобным помещениям требовался капитальный ремонт, начиная от остекления витражей до замены коммуникаций, специального оборудования на арене… Одно время шла речь о создании на базе цирка даже некой мультфункциональной площадки...

— Сами видите здание. С момента открытия — более сорока лет — не было ни одного капитального ремонта. Так что это и остается проблемой: для удобства зрителей — старые кресла и ремонт туалетов, для артистов — ремонт гримерок и спортивного зала, для животных — вольеров и шорных. Со временем все надо менять, пока это в планах. Если бы все критично было, мы бы по-другому работали. Усилиями преданного своему делу коллективу, а некоторые сотрудники трудятся уже на пенсии, Брянский цирк продолжает служить зрителю. Может быть, какие-то большие планы и были в тучные времена, но ситуация изменилась. 

— Есть ли в планах продолжение благоустройства территории, прилегающей к цирку? Есть стойкое ощущение, что некогда начатая реконструкция цирковой площади никак не завершится…

— Нюанс в том, что земля вокруг здания юридически наша, мы платим налоги, но мы не можем ею пользоваться в полном объеме, хотя концепция дальнейшего благоустройства есть. Но она должна быть общей с городом. Нам остается пока лишь тщательно следить за территорией. Вы ж видите, чисто вокруг. Вкладывать серьезные средства — пока не могу. Мне сейчас зарплату выдавать надо и налоги платить — это в первую очередь. А определенная стратегия развития благоустройства есть и, надеюсь, воплотим ее в жизнь.

— Андрей Анатольевич, так все-таки цирк — это шоу-бизнес или искусство?

— Исключительно искусство, только его превращают в бизнес некоторые люди. Как это ни кощунственно звучит, из всего можно сделать бизнес. Люди делятся на две категории. Одни живут ради результата и, достигнув его, зачастую попросту разочаровываются. А другие наслаждаются жизнью, работой, любимым делом — им процесс нравится. Я всегда стараюсь получить удовлетворение от процесса и воспринимаю результат как обязательное приложение за конкретные действия. Те, кто до меня здесь руководили, они старались и работали, как могли, как они понимали. Но еще раз говорю, люди в искусстве должны заниматься искусством, им надо только помогать. И это я пытаюсь делать. 

Цирк сейчас как-то в тени и должен чаще напоминать о себе, помогать и городу, и области. Цирковых не видно на мероприятиях, на праздниках, которые организуют администрация Брянска или областной департамент культуры. Но, по хорошему, артисты готовы откликаться на любые приглашения, хотя цирковое искусство сегодня в своем роде специфично, например, акробатов на открытый воздух без дополнительной подготовки не выведешь – излишний риск, но это не преграда. Ведь первоначально цирковое искусство вышло с ярмарок и площадей.

Есть и некоторые задумки. Когда мы проводили инвентаризацию, обнаружили очень много интересных вещей, реквизит, причем знаменитых артистов. У меня появилась мысль создать своеобразный музей и прошу хозяйственников, чтобы они собирали этот реквизит, приводили в порядок. Думаю, посещение такого музея было бы любопытно и детям, и взрослым. Мы бы совсем по-иному, ненавязчиво прививали интерес к цирку. Есть опыт открытых репетиций и прямого общения с артистами, когда дрессировщиков буквально засыпают вопросами… Цирковую студию бы еще создать… Все это способствовало бы популяризации цирковой профессии и циркового искусства, причем не только и не столько как развлечения для детей, а как настоящего искусства.