10 марта 2017 года запомнится брянским ценителям искусства как особая дата. В этот день в городском выставочном зале открыли экспозицию «Священное послание», в которую вошло 105 литографий гения сюрреализма — Сальвадора Дали. Неоднозначные, противоречивые, новаторские, а главное — подлинные…

Последний момент, по словам куратора выставки Сергея Строганова, во всех городах — а «Священное послание» уже объехало их около 40 — вызывает наибольший интерес посетителей. «Каждый город… И снова этот вопрос. Не интересует творчество Дали, не интересует, как это делалось и чем. А интересует, постеры мы привезли или нет. Все-таки сейчас не 80-е годы, когда невозможно было привозить искусство в города. Сейчас это все доступно», — рассказывает Сергей, упоминая, в том числе сертификаты подлинности в пику суровым скептикам.

Возможно, виной всему не каждому понятное до конца слово — литография. Да, это не живопись, однако не менее уважаемое и авторитетное направление. «Литография — сложная техника изготовления, в которой участвует сам автор, — поясняет глава выставочного зала Светлана Лысакова. — Наносится литография на оттиск руками. Под каждый цвет делается специальная заготовка. Все — в присутствии автора. Он подписывает первые два десятка литографий, которые считаются авторскими».

В Брянске выставлены 17-е экземпляры иллюстраций Дали к Библии святого Иеронима (их 104), а также работа «Святой Иероним». Созданием литографий по сюжетам Священного Писания художник занялся по заказу Ватикана в 1963 году. «Думаю, к нему обратились с просьбой проиллюстрировать Библию, чтобы как-то справиться с последствиями сексуальной революции. Молодежь тогда отходила от церкви, от Библии. А Сальвадор Дали был модным художником, таким образом, Ватикан хотел привлечь именно молодых людей. Потому художнику и дали такую свободу: писать, что он хочет, где он хочет и сколько хочет», — отмечает Сергей Строганов. Работа над эскизами шла год. Еще два — понадобилось на печать.

При создании работ маэстро в своей манере активно экспериментировал: расстреливал из ружья 1812 года типографический камень, чтобы добиться эффекта размытости; брал кровь улиток — она не меняет своего цвета — для придания более живого вида крови. Также художник использовал гончарный круг. Инструмент раскручивался, а разлетающиеся куски глины создавали еще один эффект, который был нужен Сальвадору Дали. Итог всех этих усилий — мистически иррациональные, инфернальные, многоуровневые образы, которые не сразу раскрывают свои секреты, а лишь при долгом, вдумчивом рассмотрении приподнимают покрывало над великой тайной жизни.

«Я думаю, что выставка — счастье и уникальная возможность для брянцев увидеть эти литографии. Ее цель — показать иного Дали, популяризировать его творчество, чтобы каждый из нас проникся, — сказала Светлана Лысакова. — Всем хорошо известен Сальвадор Дали. Он и архитектор, и скульптор, и график, и художник, и режиссер. Здесь раскрывается одна из страниц его творчества. И это уникальная возможность для Брянска — видеть, созерцать, размышлять, не просто бегом пробежать, а все-таки пройти, прочитать вдуматься в каждую работу, попытаться понять, что Дали хотел нам сказать не простым языком, а с точки зрения сюрреалистического направления, сделать какие-то свои выводы на будущее. Может быть, кого-то это подвигнет вновь прочитать Библию, а, может быть, у кого-то появится желание глубже изучить произведения Сальвадора Дали. Все это направлено на то, чтобы каждый из нас мог приобщиться к творчеству этого гения».

Сложность и глубину «Священного послания» отметили и первые гости выставки. «Работы действительно сложные и они требуют времени. У нас же в основном сейчас такая публика, которая привыкла куда-то спешить. Забежал, посмотрел, убежал, сделал снимки в Инстаграм, — отметила Дарья Савельева. — Здесь же можно смотреть, сидеть и даже осмыслять не сами работы, а вообще жизнь нашу. И замечательное оформление способствует этому. Инсталляция со свечами, алые драпировки, музыка… Какое-то духовное познание открывает эта выставка. Я надеюсь, ее оценит зритель».

«Священное послание» пробудет в Брянске до 30 апреля. Не исключено, что другой возможности увидеть это собрание в России брянцам уже не представится. Срок аренды литографий — все они из частных коллекций — у организаторов заканчивается уже в следующем году.