X
01 декабря, 01:53
18+

Новая экономическая реальность: брянские локомотивы импортозамещения

23.12.2016, 15:47 4778
Фото NASHBRYANSK.RU

В последние два года новой экономической данностью и основным фактором развития всех отраслей отечественной экономики стало импортозамещение. Промежуточные итоги свидетельствуют, что к достижению этой цели, осознав проблему, приступили прежде всего предприятия оборонной промышленности и отчасти машиностроения. В их числе такие брянские, как «Группа Кремний ЭЛ», «Брянский машиностроительный завод», «Карачевский завод «Электродеталь». Каких успехов они достигли за последнее время, в каком направлении движутся, выяснял корреспондент NASHBRYANSK.RU.

Критское эхо или уникальная возможность роста

«Знаете, у Ефима Смолина есть интересная юмореска про критское эхо, которое могло заболтать любую идею, доводя даже самую хорошую до абсурда. Зачастую у нас в государстве происходит то же самое. Однако в случае с импортозамещением — это не модное слово и не тренд, а уникальная возможность для всей страны, в том числе и для промышленности, действительно, сделать шаг вперед. Только нужно правильно ее использовать». Так на вопрос корреспондента нашего издания о том, что же такое программа импортозамещения для брянских машиностроителей, ответил директор инженерного центра БМЗ Олег Кравченко. Эту возможность на старейшем предприятии Брянска и области использовали сполна.

Разговор о существующих проблемах в импортозамещении и успехах в этом, как оказалось, непростом деле получился очень интересным. «Уже всем очевидны реальные успехи в сельском хозяйстве. Мы все ходим по магазинам и видим результаты работы аграрного сектора. В промышленности же, подняв импортозамещение на флаг, многие пытаются делать замены где надо и не надо. Но реализовывать идеи нужно взвешенно. В первую очередь, ничего не должно идти в ущерб качеству. Замена импортных комплектующих не самоцель. Для БМЗ участие в программе импортозамещения — это возможность в ближайшей среднесрочной перспективе достигнуть технического уровня мировых производителей», — заметил Олег Кравченко.

Новый магистральный тепловоз как локомотив импортозамещения

На Брянском машиностроительном заводе за последние три года уже создан ряд образцов новой техники. Прежде всего уникальный продукт, которому аналогов в мире нет. Это мощный, экологичный, относительно дешевый по энергозатратам тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19. Сейчас он проходит подконтрольную эксплуатацию на Свердловской железной дороге. Первые результаты показывают его очень высокую эффективность.

Вторая новинка — магистральный тепловоз для железных дорог Российской Федерации и ближайшего зарубежья 2ТЭ25КМ. Он является сейчас основным продуктом БМЗ в сфере магистральных тепловозов. Его создание как раз совпало с началом программы импортозамещения. В 2014 году на БМЗ выпустили всего 16 тепловозов 2ТЭ25КМ, в 2015-м уже 76. А в уходящем году — 104 магистральных машины.

«Мы использовали эту возможность, чтобы побудить наших партнеров, в первую очередь, российских, провести разработку той продукции, которую мы закупали раньше исключительно за границей, вне пределов Таможенного союза. Безусловно, это было непросто сделать, потому что сроки ставились сжатые. Однако наши коллеги, нацеленные, как и мы, на увеличение объемов выпускаемой продукции, ее диверсификацию, в короткие сроки создали значительное количество образцов электротехнического, тормозного оборудования, элементов кузова тепловоза. Многие наши партнеры продолжают работать в сотрудничестве с европейскими производителями, но это уже не перепродажа комплектующих или отверточная сборка, а новый уровень взаимодействия. Договариваются, например, о трансфере ряда технологий, размещении непосредственно в России не коммерческих структур или представительств, а именно производства, например, подшипников, части электротехнической продукции, резинотехнических изделий», — с удовлетворением отмечает Олег Кравченко.

Локомотив — высокотехнологичное изделие. В конструкции применены наукоемкие системы, электронные в том числе. Его создание потребовало и от инженеров БМЗ, и от его партнеров вложения серьезного труда, обновления знаний. Так что 2ТЭ25КМ стал в некотором роде локомотивом развития.

«Мы работаем сейчас над двумя новыми магистральными тепловозами и над двумя маневровыми. Один из них уже создан. Это ТЭМ28. Он с успехом прошел в полном объеме предварительные испытания, получил положительные отзывы со стороны депо эксплуатации. Значит, мы не ошиблись ни в своих расчетах, ни в выборе исключительно российских комплектующих, которые, впрочем, доминируют не только в нем. Такова наша стратегия, связанная и с финансовой составляющей бизнеса. Все российское сейчас дешевле, чем иностранное в силу разницы курсов валют. А активизация инженерного потенциала, которая в последние годы произошла на предприятии, позволяет нам догонять зарубежных производителей. И догоняем мы их очень быстро. Два года назад мы говорили лишь о долгосрочной перспективе достижения лучших образцов общемирового технического уровня. Сейчас мы оцениваем эту перспективу как среднесрочную, то есть пройдет 3−5 лет, и мы их догоним», — уверяет Олег Кравченко.

Не Porsche Cayenne, но уже вполне Nissan Teana

На сегодняшний день локомотив 2ТЭ25КМ на 90 процентов состоит из отечественных комплектующих. В следующем году брянские машиностроители с помощью своих партнеров собираются достичь уровня 97 процентов за счет увеличения доли российских комплектующих в электрооборудовании. Дело в том, что основную его часть длительное время выпускала Украина. Сегодня группа компаний «Трансмашхолдинга» активно размещает заказы в России, в том числе на предприятиях ТМХ. Поскольку это наукоемкие изделия, требующие использования сложных технологий, потребовались значительные инвестиции. Трансмашхолдинг пошел на это, и вложенные средства уже приносят отдачу. Сейчас в производстве нового локомотива участвуют более 400 предприятий, а если считать комплектаторов третьего порядка, то под тысячу.

«Нашим партнером — Новочеркасским электровозостроительным заводом — освоено производство электромашин и электротехники для тепловоза. Теперь происходит наращивание объемов. В следующем году рассчитываем на 80-процентное обеспечение отечественной продукцией и по маневровому ТЭМ28. А он по своим характеристикам сравним с зарубежными аналогами, например, французской компании Alstom. ТЭМ28, надеемся, станет техникой, за которую государству не будет стыдно. Если хотите сравнение более понятное, то это, безусловно, пока не Porsche Cayenne, но уже вполне Nissan Teana», — сыронизировал Олег Кравченко.

Нас ждут зарубежные рынки

Логично предположить, что конечной целью импортозамещения должен стать выход отечественной продукции на внешние рынки. В таком русле строят свою производственную политику и на БМЗ. Так, следующим этапом станет интеграция нового маневрового тепловоза для промышленных предприятий, для которых не важны высокие мощности и скорости. И таковым станет ТЭМ23. В 2017 году он будет создан, поставлен на производство и выпущен на рынок.

Следующий же брянский магистральный тепловоз в трехсекционном исполнении 3ТЭ25К2М как раз, наоборот, станет максимально мощным на данный момент времени. Два опытных образца сейчас изготавливаются. Скоро произойдет пробный пуск первой секции. В следующем году он поступит на испытания для эксплуатации в условиях Байкало-Амурской магистрали. Трехсекционный локомотив обеспечит перевозку составов весом до 7100 тонн. Это максимально возможный для длинных составов вес. Интерес к такой технике за рубежом велик, что вселяет уверенность в завтрашнем дне коллективу Брянского машиностроительного завода.

По приказу главнокомандующего

Курс на инновационное развитие в целях доведения качества продукции до лучших мировых аналогов и освоение новых высокотехнологических рынков АО «Карачевский завод «Электродеталь» взял еще в 2011 году. Тогда и началось полномасштабное техническое перевооружение и освоение передовых технологий. В новое оборудование и подготовку производственных площадок было инвестировано более миллиарда рублей. Этот процесс продолжается и сегодня. В цехах появились современные автоматические линии от лидирующих на мировом рынке станкостроительных компаний, в основном из Японии. Они работают круглосуточно без остановки на выходные и заменяют сразу несколько устаревших станков, которые, впрочем, выработав свой ресурс, остаются в строю. На них производят соединители, которые до сих пор востребованы в различных сферах. 

Для нас актуальным был вопрос, не почему мы занялись импортозамещением, а насколько готово предприятие для выполнения этой задачи. Мы выпускаем сегодня самое сложное, что существует на мировом рынке в нашем сегменте, сравнявшись с мировыми лидерами. Мой главнокомандующий — это президент. Я солдат и выполняю определенную задачу, которую ставит передо мной главнокомандующий. Мы работаем, на сто процентов выполняя оборонный заказ. Наша программа импортозамещения прописана до 2025 года понедельно, если хотите. Сейчас на заводе продолжается модернизация, приобретается современное оборудование, с помощью которого мы сможем выпускать конкурентоспособную продукцию и не просто замещать мировые аналоги, но и идти впереди», — говорит генеральный директор «Электродетали» Виталий Явельский.

Украина уже заграница

Освоили на заводе и выпуск изделий, которые ранее поставлялись из Украины. Как отметили на предприятии, говоря о стратегии развития, участие в программе не означает замещение лишь украинских аналогов. «Это все-таки продукция вчерашнего дня, но она пока востребована, поэтому мы вынуждены производить аналогичную. Но впереди у нас — замещение лучших импортных аналогов XXI века, серийный выпуск новейших типов соединителей. И чтобы быть привлекательной для потребителя, наша продукция должна соответствовать мировым аналогам по качеству и, что немаловажно, быть дешевле. Понятно, что непросто заставить потребителя отказаться от привычной комплектации. И убеждать прибористов будем не мы с вами, за нас должно говорить качество нашей продукции. Кроме того, жесткие требования по качеству заявлены всем, кто участвует в госпрограммах по импортозамещению», — отметил заместитель генерального директора по производству (начальник производства) Василий Прошкин.

В рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», подпрограммы «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса» карачевское предприятие за последние три года освоило и наладило выпуск десяти типов соединителей, а в ближайших планах — внедрение еще десяти разработок. По словам гендиректора карачевской «Электродетали», в октябре завод взял на себя обязательство освоить новые опытно-конструкторские работы и за три предстоящих года подготовить и, как говорится, сдать в серию аналоги продукции НАТО.

«Приоритетное» изделие

Впрочем, один из лучших заграничных аналогов XXI века на «Электродетали» весьма успешно «заместили». С 2014 года бюро новых разработок завода осваивало функциональный аналог соединителей Amphenol Viper производства США. Осенью этого года работы были завершены. «Этот соединитель предназначен для обеспечения высокоскоростной передачи данных, метод крепления — пресс-фит, имеющий высокую плотность контактов. Благодаря этому, ему не страшны никакие болтанки, тряска — он будет бесперебойно работать. Применяется для очень мощных высокопроизводительных вычислительных систем в авионике. Этот соединитель (СП388) увеличивает скорость передачи сигнала с 2,5 Гбит/с до 10 Гбит/с. Прямые отечественные аналоги отсутствуют. Наши пока еще даже не серийные, а опытные образцы прошли испытания в составе аппаратуры нескольких потребителей, заменивших американские разъемы на наши. Заказчики не заметили никакой разницы», — рассказал один из создателей уникального соединителя, начальник бюро разработок новых изделий Виктор Жабин.

Кстати, это не прямая копия: СП388 превосходит импортный аналог за счет увеличения срока сохраняемости в пять раз и гамма-процентной наработки — в два раза. Первое понятно и обывателю, со вторым сложнее, но поверим на слово разработчикам — это серьезный конкурентный плюс. Новый соединитель — первая ступень для импортозамещения остальных разъемов данного класса, добавил Виктор Жабин.

Эту разработку карачевцев успели по достоинству оценить эксперты. Изделие выдвинули на соискание престижной национальной премии «Приоритет-2016», которая вручается за успехи в области импортозамещения. Авторитетное жюри в итоге удостоило за него «Карачевский завод «Электродеталь» звания лауреата в номинации «Электроника».

В кабинете бюро разработок новых изделий «Электродетали» уже висит план-схема новой «штуковины», с которой предприятие собирается выиграть следующую премию. Она разработана в двух модификациях под конкретного заказчика и имеет двойное назначение: в оборонной промышленности используется в антеннах. Все испытания на различные воздействия завершатся в течение семи-восьми месяцев, затем его предполагается запустить в серийное производство.

«Мы умеем гораздо больше…»

По словам гендиректора «Электродетали» Виталия Явельского, программа импортозамещения на предприятии — это не намерения, а конкретные результаты правильно выбранного подхода к развитию. Главные инвестиции — в кадры, в повышение уровня профессионализма работников, чтобы им можно было доверить оборудование, которое стоит десятки миллионов рублей, чтобы на этом оборудовании они выдавали качественную продукцию. «Работа нашего бюро новых разработок, инжинирингового центра — это не столько проектирование и внедрение в производство пресс-форм, штампов, приспособлений для механической обработки изделий. Наше кредо — комплексный подход в организации полного технического сопровождения разработки новых продуктов, от идей до их адаптации и вывода в серийное производство, — подвел итог разговору Виталий Явельский. — Такой экономически выгодный и технически оправданный подход нам удается реализовать благодаря наличию на предприятии всех видов производств: переработка пластмассы, гальваническое покрытие, литейное, инструментальное, штамповочное, сборочное. Мы закупаем только сырье, все остальное — наше собственное производство, что значительно сказывается на цене и высоком качестве готовой продукции. Повторюсь, в наших силах спроектировать сложное, насыщенное технологиями, производство «с нуля». Мы умеем гораздо больше, чем вы можете себе представить».

«Кремний» импортозамещения

ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» в последние годы прочно занимает второе место в России по выпуску изделий микроэлектроники для Минобороны РФ. На предприятии проведено масштабное техническое перевооружение, закуплено современное технологическое оборудование. Продукция поставляется более 700 предприятиям, в том числе ведущим российским производителям вооружений: ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и другие. Все, что выпускает ЗАО «Группа Кремний ЭЛ», разработано его специалистами, а изделия, как принято говорить, не уступают мировым аналогам. 

Как сообщил директор предприятия по развитию и новой технике Владимир Громов, предприятие в этом году выиграло в четырех конкурсах Минпромторга РФ по импортозамещению, еще в двух «Кремний ЭЛ» — соисполнитель проектов. Речь идет о выделении более 800 миллионов рублей из федерального бюджета по программе импортозамещения. «Все работы связаны со вторичным электропитанием — сферой, в которой мы специализируемся и имеем собственные, весьма перспективные разработки. Это контроллеры, линейные и импульсные стабилизаторы, биполярные транзисторы, выпрямительные диоды, интегральные схемы», — сообщил Владимир Громов.

По его словам, все изделия стойки к радиации, могут использоваться при длительном космическом применении, в ядерных установках, в других условиях повышенной радиации. Владимир Громов особо подчеркнул, что речь идет не о прямом редизайне импортных аналогов, а по сути — об оригинальных разработках, соответствующих лучшим зарубежным аналогам. «И еще, что немаловажно, габариты большинства брянских микросхем один в один совпадают с импортными, то есть «потребителям ничего менять не надо, вынул импортную микросхему и поставил наше изделие», — отметил Владимир Громов.

От утюга до космического спутника

Реализуемая на «Кремнии» программа импортозамещения предусматривает одновременно серийное освоение изделий, то есть «это уже готовый рынок, и предприятию не надо тратить несколько лет на создание этого рынка».

Вторичные источники питания всем нужны, они есть в электронных устройствах самых разных типов, начиная от утюга или электрочайника. Невозможно запитать электронное устройство сразу от бытовой электросети или аккумулятора.

Владимир Громов сообщил, что в этом году ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» начинает производство микросхем-супервизоров питания. Работы проводятся в рамках программы импортозамещения ОКР «Сила-И2»: предприятие в конце 2015 года выиграло конкурс Минпромторга Р Ф с общим объемом финансирования около 100 миллионов рублей. Сейчас изготовлено 1200 опытных образцов 12 типов — для предварительного испытания.

Что же касается планов на 2017 год, то, по словам Владимира Громова, предприятие намерено участвовать в четырех конкурсах Минпромторга РФ по импортозамещению. Все они также связаны с элементной базой вторичных источников электропитания — изделиями, по которым ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» имеет наработки и научно-технический задел.

Собственно говоря, список брянских предприятий, приступивших к импортозамещению, далеко не исчерпывается только тремя, о которых шла речь. Как сообщили в департаменте экономического развития Брянской области, в региональный план по реализации государственной программы замены импортных товаров вошли 28 инвестиционных проектов, 23 из которых осуществляют предприятия промышленности. Одни из самых крупных — организация производства железнодорожного подвижного состава на Новозыбковском машиностроительном заводе (стоимость инвестиций — 4,4 миллиарда рублей) и строительство нового завода ДСП и ЛДСП, которое воплощает в жизнь «Дятьково-ДОЗ» (стоимость проекта — 3,5 миллиарда рублей). В области развитию этой сферы экономики уделяется особое внимание — появились региональные законодательные акты для поддержки промышленности. С этой целью областные власти готовы отстаивать интересы производителей и на федеральном уровне.

Расскажите друзьям →

Комментарии

Дмитрий 27.12.2016 в 10:51
Посмотрите инвест проекты Калужской области
Ответить
Показать ещё