Все гослаборатории, НИИ, университеты думают над тем, как максимально эффективно использовать свои исследования. Основной формой продвижения инноваций — от разработки до коммерческой реализации — выступает трансфер инноваций, технологий и знаний, который является важной и неотъемлемой частью инновационного процесса. Трансфер технологий включает в себя различные способы превращения идеи в коммерческий продукт.

Трансфер технологий — это…

Есть масса определений трансфера технологий. В Enterprise Europe Network под этим термином понимают успешное применение и (или) адаптацию инновационной технологии, разработанной в одной организации, для нужд другой организации. Трансфером может быть передача технологии от научной организации к промышленной или между разными промышленными секторами.

Обмен технологической информацией между центрами — участниками сети — проходит в виде стандартных структурированных профилей технологических предложений и запросов. Структура технологических профилей обеспечивает объем информации, необходимый для привлечения интереса и знакомства с технологией. Поэтому вероятность найти с помощью сети подходящего партнера и заинтересовать его в установлении прямого контакта (и в дальнейшем сотрудничестве) зависит не только от перспективности и востребованности технологической разработки, но и от хорошо подготовленного технологического профиля.

Оказание услуг по трансферу инноваций, технологий и знаний, направленных на расширение технологического сотрудничества между российскими и зарубежными малыми и средними компаниями, а также научными организациями является одним из основных направлений работы отдела РИЦ — Брянского областного бизнес-инкубатора.

Главные способы трансфера технологий

Трансфер технологии считается завершенным, если между сторонами подписано «Соглашение о трансфере» (его формы — лицензионное соглашение, соглашение о техническом сотрудничестве, коммерческое соглашение с техническим содействием, соглашение о совместном предприятии, производственное соглашение).

По словам специалистов, выбор метода трансфера должен основываться на анализе самой технологии, будущей стратегии сотрудничества с разработчиком, инвестиционных возможностях и технических способностях компании во внедрении инновационной технологии. Также при выборе метода трансфера нужно понимать: чем сложнее и масштабнее технология, тем более тесное сотрудничество должно быть между ее покупателем и создателем.

И трансфер технологий не заканчивается поставкой оборудования. Само по себе оно не генерирует новые знания. Настоящие изменения в работе компании могут быть осуществлены при трансфере знаний, навыков и прав на интеллектуальную собственность.

Предложения для бизнеса

Технологическое предложение для распространения в сети EEN составляется, когда клиент разработал технологию или инновацию и хочет, чтобы ею могли воспользоваться зарубежные партнеры, то есть желает совершить трансфер. Аналогичным образом технологический запрос составляется, если для решения проблем клиенту нужно найти партнеров, которые передали бы ему необходимую технологию или ноу-хау.

Если клиенту нужны партнеры для расширения бизнеса за рубежом (в рамках имеющихся у него технологий и продукции, франшизы в странах-участницах сети), или торговые посредники и зарубежные поставщики, или другое деловое партнерство, не включающее трансфера технологий, то для него составляется бизнес-предложение или бизнес-запрос. Их разместят в базе данных Business Cooperation Database (BCD), предназначенной для установления бизнес-партнерств.

Профили технологических запросов и предложений готовятся сотрудниками отдела РИЦ — Брянская область на основе визита в клиентскую организацию, потому что только личное знакомство позволяет не просто собрать нужную информацию, но и оценить степень заинтересованности клиента.

Договоры, соглашения

При заключении лицензионного договора патентообладатель передает другой компании право на использование разработанной им технологии (продукта) на определенной территории в течение конкретного времени. Есть два основных типа лицензирования. Первый: лицензия, предоставляющая эксклюзивное право на использование технологии. Второй: лицензия без эксклюзивного права, предполагающая, что патентообладатель может передать право на использование технологии другим компаниям.

Предусмотрено заключение договора о технической поддержке. В результате данного соглашения разработчик принимает участие во внедрении технологии, в частности, предоставляет на каждом этапе трансфера техподдержку и обучает персонал. Соглашение о техподдержке может стать частью договора лицензирования. Тем самым повышается эффективность трансфера.

Еще один документ — «Совместное предприятие». Это соглашение о совместной деятельности между компаниями, предполагающее объединение активов, совместное управление, распределение рисков, участие в прибыли, производство, сервис и маркетинг. А вид соглашения, при котором одна компания передает другой право на производство и реализацию товаров на данной территории, используя существующий бренд и бизнес модель, называется франчайзинг. Компания-владелец торговой марки, как правило, также передает свой опыт в управлении технологией. Основным преимуществом франчайзинга является то, что компания покупает готовый бренд. Вместе с технологией она получает проверенную бизнес-модель, а также знания в управлении и маркетинге.

Еще предусмотрено соглашение о стратегическом партнерстве. Оно заключается между компаниями для использования специфических компетенций каждой из них в разработке инновационных технологий. Возможные формы партнерства — совместные лаборатории, исследовательские программы, выпуск и продвижение нового продукта. Есть и соглашение о сдаче проекта «под ключ». При выполнении проекта «под ключ» поставщик несет ответственность за разработку, создание, поставку, ввод в эксплуатацию и передачу технологии заказчику. Поставщик еще гарантирует все оговоренные в соглашении характеристики и производительность своей технологии.

OEM соглашение

Original equipment manufacturer — производство первичного оборудования. ОЕМ соглашение может рассматриваться как форма субподряда, при которой местная фирма производит продукцию по точной спецификации иностранной компании. При этом зарубежная компания передает часть своих технологий и оборудования, проводит подготовку кадров и управленческие реорганизации. Впоследствии иностранная компания реализует произведенную продукцию по собственным каналам и под собственной торговой маркой.

Главным недостатком такого соглашения является обязательство поставок продукции иностранной компании по фиксированной цене, которая гораздо ниже рыночной.

Покупка оборудования

Покупка оборудования — простой, а потому один из самых популярных методов трансфера технологий. Недостатком его является, пожалуй, лишь то, что компания ограничивает себя только техническими знаниями, заложенными в оборудование, и не получает новых компетенций в управлении и организации производства. К тому же доступное на рынке оборудование не дает уникальных возможностей покупателю, поскольку может быть приобретено любым конкурентом.

Технология может быть передана через компетентного эксперта, которого компания может переманить у другой фирмы. Такой способ трансфера является наименее затратным, но зачастую является эффективным лишь для небольших проектов с достаточно простой технологией. Также технология не должна быть запатентована.

Компания может купить иностранную фирму, которая занимается разработкой интересующей ее технологии. В этом случае компания получает не только новую технологию, но еще и команду, способную ее развивать. Более того, покупка иностранной фирмы автоматически выводит компанию на новые международные рынки.

Одним из главных методов трансфера технологий на государственном уровне считается привлечение прямых иностранных инвестиций. Чаще всего иностранная компания инвестирует в развивающуюся страну, чтобы создать новый рынок, обойти экспортные барьеры, получить доступ к дешевой рабочей силе. При этом страна получает все преимущества трансфера технологий, в том числе развитие собственной исследовательской деятельности. Еще для страны это способ создания новых рабочих мест, получения налогов и других дивидендов, не связанных напрямую с самой технологией. Но в большинстве случаев для привлечения крупных инвесторов государству приходится идти на уступки в своей политике.

Основные услуги отдела РИЦ — Брянская область ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» по данному направлению:

  1. Информационная поддержка клиентов (МСП, научно-исследовательские организации и университеты), в том числе о действующих программах и конкурсах в поддержку развития инноваций.
  2. Консультации и поддержка клиентов в области инноваций, трансфера и коммерциализации технологий.
  3. Выявление и описание технологических потенциала и потребностей, ориентированных на поиск европейских или российских партнеров, в установленном формате сети EEN, удобном для дальнейшего распространения.
  4. Распространение описаний технологических потребностей и предложений (в частности, европейских) и нахождение релевантных европейских и российских партнеров.
  5. Содействие клиентам в участии в брокерских встречах, деловых миссиях и других сетевых мероприятиях, направленных на установление партнерств или продвижение проектов клиентов.
  6. Установление и содействие в организации первичных контактов между российскими и зарубежными партнерами — перенаправление информации, уточнение вопросов. Содействие в проведении переговоров по заключению контракта.