Выскажите своё мнение?
Да!
Позже
X
06 сентября, 17:58
18+

Директор лицея № 1 Светлана Кузовкова: «У нас каждый ребенок немножко Наполеон»

24.11.2016, 13:25 1432
Фото из архива городского лицея №1

Брянский городской лицей № 1 имени А. С. Пушкина уже четвертый год подряд попадает в список лучших школ России. Рейтинг подготавливает Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» и «Учительской газеты» при содействии Минобрнауки России.

Как удается идти в ногу со временем и не забывать лицейские традиции, давать знания и прививать хорошие манеры, держать учеников в строгих рамках и вместе с тем оставлять им право выбора, корреспонденту NASHBRYANSK.RU рассказала директор лицея № 1 Светлана Кузовкова.

— Светлана Юрьевна, за лицеем № 1 закрепилась репутация элитного учебного заведения. Одни думают, что это образование для одаренных детей, другие — для детей обеспеченных родителей. Как обстоят дела на самом деле?

— Дети элиты города и области — научной, культурной, политической, экономической — действительно обучаются в лицее. Этого никто и никогда не скрывал. Понимаете, люди, которые чего-то весомого добились в жизни, как никто понимают, насколько важно образование. Они не пускают на самотек обучение своих детей.

Вместе с тем у нас — много детей из малообеспеченных семей. Каждый девятый ребенок такой. Помните, как в стихотворении Некрасова про дядюшку Якова: «Коли бедна ты, так будь ты умна!» Я с огромным уважением отношусь к родителям из брянской глубинки, которые на нескольких работах трудятся, чтобы дать детям достойное образование — дать им шанс достичь чего-то большего. Я сама родом из Клетни. Прошла весь учительский путь — от студентки трубчевского педагогического училища до директора.

Так вот такие дети в нашем лицее получают подарки на Новый год, бесплатно ездят на экскурсии. То есть они не выделены из общего круга детей. Причем остальные ученики даже и не догадываются, что кто-то едет на экскурсию бесплатно. Эти тонкие вопросы у нас решают родительские комитеты.

В лицейской среде несколько иные приоритеты. Понятное дело, что все дети разные, но в большинстве своем лицеисты не кичатся своим финансовым благополучием. У нас крутой не тот, у кого последняя модель iPhone, а тот, кто — победитель олимпиад, хороший спортсмен, певец, танцор. Мы каждый год из более чем тысячи ребят выбираем семь лучших и вручаем им награды. И, поверьте, практически каждому хочется стать тем самым «Лицеистом года».

— Обучение в лицее не для каждого, и дело, судя по всему, не только в оценках. Как родителю понять, стоит ли ребенка после начальной школы переводить в лицей?

— Если ребенок — лидер — участвует в конкурсах, генерирует идеи — ему обязательно нужно идти в лицей. В обычной школе есть вероятность, что у него не получится себя до конца реализовать. Однако, попав к нам, такие дети какое-то время могут чувствовать себя некомфортно. В предыдущих школах их знали лично директора, они были, как говорится, впереди планеты всей, выделялись чем-то среди остальных учеников. А здесь они оказываются среди других успешных детей. Или же есть дети еще более яркие. И тут задача преподавателей — раскрыть внутренний потенциал ученика. Нужно воспитывать сильные амбиции, а не слабые. Поэтому либо ребенок преодолеет себя и поднимется над слабостями, либо впадет в уныние. Бывали у нас дети, которые возвращались в обычные школы.

Второй типаж лицеиста — это увлеченный, чем-то глубоко заинтересованный ребенок. Он не лидер, сидит тихонечко в чем-то копается. Если при этом у него хорошие оценки в школе, то ребенку обязательно нужно прийти в лицей. Таких замечательных тихонь у нас очень много. Они сами в себе, но дают потрясающие результаты. Попади такой ребенок в обычную школу, его увлечения могут свести на нет те же самые одноклассники, которые будут называть его ботаником. У нас же для таких детей созданы отличные условия, и они не выглядят белыми воронами.

Третья категория — великие труженики. Это организованные дети, у которых во всем порядок: и во внешнем облике, и в тетрадях. Иногда я просто умиляюсь некоторым нашими пятиклассниками. Вот сидит мальчик и так старательно выводит буковки, что у него маленькие капельки пота на носу выступают. Эти дети у нас успешны. Классическое многопрофильное углубленное обучение им под силу.

Вот такие типажи лицеистов, если в общих чертах.

— Какова дисциплина в лицее? Приходилось ли когда-нибудь отчислять учеников?

— Понятия «отчислять» у нас нет, но есть другая система. По окончании девяти классов вручается аттестат. Одна образовательная ступень завершилась. И вот здесь мы можем рекомендовать родителям, оставлять ребенка в лицее или нет. Прием в десятый класс ведется уже по новым заявлениям, так как речь идет уже о профильном обучении. Но при этом, если в обычных школах после девятого класса в техникумы и училища уходят до 50, а то и до 70% учащихся, то у нас отток незначительный — 10−12 человек.

Что касается дисциплины, не думайте, что все то негативное, чего могут нахвататься дети, обходит лицей стороной. Нет. У нас те же проблемы, что и в других школах. Разница лишь в том, что все это не приживается. Взять тот же самый вейпинг. Были пару лицеистов, которые прятались-дымили. Провели серьезные беседы, и больше с этим делом они не попадались. Понимаете, нарушители порядка, которые, как правило, работают на публику, не поощряются самими детьми, не находят у них поддержку. Поэтому дисциплина идет изнутри.

Конечно, мы делаем замечания и по внешнему облику. Особенно девочкам. Боремся с распущенными волосами, с отсутствием формы. Слава богу, сейчас постепенно уходят из моды обтягивающие брюки с талией ниже некуда. Деловой классический стиль заложен с первого года существования лицея. Когда в других школах не было формы, у нас она была. Это подтягивает и дисциплинирует учащихся.

Вообще дисциплина начинается с внешнего вида и манер. Например, в лицее не приняты громкие овации. Мы приучаем к сдержанности. У нас не кричат, не улюлюкают. У нас даже висит табличка «Спасибо за негромкие разговоры».

В продолжение темы манер, в лицее созданы специальные зоны отдыха — на втором этаже стоят аквариумы с рыбками, на третьем — поют птички. Также имеется галерея с картинами брянских художников и большой монитор, на котором транслируются познавательные презентации и передачи. Более того, у нас открыто стоят музыкальные инструменты. В начале каждого года вызывается мастер, который их настраивает. И каждый раз обязательно находятся музыкальные лицеисты. В прошлом году, например, в 11 классе учился потрясающий молодой человек. Он был влюблен и свои чувства передавал музыкой. Представьте себе картину: в восемь утра я прихожу на работу, а он уже играет. И главное, как он играет! Весь лицей наполняется прекрасными звуками. Постепенно его окружают другие лицеисты, которые слушают. Но при этом у нас запрещено баловаться с инструментами. Раз и навсегда было сказано: «Дети, это инструмент, надо его уважать и беречь. Звуки должны быть красивыми. Кто умеет играть — садитесь, кто не умеет — слушайте». Слушать тоже надо уметь.

hor

Так что можно сказать, что мы учим детей правильно отдыхать, а не носиться сломя голову на перемене.

Ну и, естественно, мы строго контролируем посещаемость. Безусловно родитель может отпросить ребенка на какой-то срок, но с условием, что пропущенный материал будет усвоен. Дисциплина — залог качественного образования.

— Что такое, по-вашему, качественное образование? Чем оно измеряется, количеством баллов по ЕГЭ?

— Не только. Качественное образование — это, когда ребенок не только получает знания, но и развивает в себе коммуникабельные способности. Индивидуализм важен, но не стоит забывать о коллективизме — товариществе. Мы учим лицеистов и самостоятельности, и трудиться вместе. Только так выпускники смогут найти себя в новой среде. Например, университетской.

Качественное образование — это еще и ранжированность интересов. Что особенно интересно ученику? Чего он хочет в дальнейшем? Найти ответы на эти вопросы — одна из основных обязанностей преподавателей.

Помимо этого, качественное образование — это еще эстетическое, физическое, нравственное и патриотическое образование. Все для того, чтобы воспитать целостную личность, нацеленную на созидание и развитие.

— Когда ребенок идет в школу, можно сказать, что за школьную парту вместе с ним отправляются и его родители. Довольно часто от знакомых приходится слышать такие фразы: «нас учили иначе», «такого в первом классе подавно не было»… Как изменилось школьное образование, скажем, за последние 15 лет? Действительно ли стали сложнее образовательные программы?

Один из проблемных вопросов — это вопрос преемственности поколений. Общество динамично — динамична и система образования. Действительно, многое изменилось, нас учили несколько иначе. И это нормально! Главное, чтобы сущность и качественная составляющая были неприкосновенны, остальное же должно меняться.

Тем не менее специалисты сейчас отмечают, что начальная школа несколько выхолостилась. В перестройку все увлеклись развивающим обучением, когда детей не только учат читать, писать и считать (четырем арифметическим действиям), но и многому другому. В начальную школу ввели иностранные языки, информатику, логику и так далее. Это с одной стороны хорошо, но с другой — вымылась некая основа. Ольга Юрьевна Васильева, новый министр образования, говорит по этому поводу так: «Наигрались с начальной школой! Хватит!»

Я не приверженец советской системы образования, не считаю ее идеальной, но там была основа. Перейдя в среднее образовательное звено, ребенок должен уметь грамотно писать, читать и считать. О каком всестороннем развитии можно говорить, когда пятиклассник пишет «кАрова» или не может делить в столбик и ноль переносить туда-сюда.

Не нужно стремиться за начальную школу изучить абсолютно все, объять необъятное. Нужна основа, на которой построится все остальное. Нужно сформировать у ребенка не только представление, но и понятие.

— Светлана Юрьевна, подытожив сказанное, какие советы Вы бы дали учителям начальных классов?

— Перво-наперво нужно отработать стандарт, чтобы все дети его усвоили. Затем необходимо выделить небольшую группу детей, которые способны усвоить чуть больше программы. Им надо помочь реализовать свой потенциал, но так, чтобы другие дети не почувствовали себя в чем-то ущемленными.

Представьте себе ситуацию. Класс вместе с учителем прошел уравнение а+2=20. В качестве эксперимента на контрольной работе добавляем еще одно арифметическое действие — скобочку. Ребенок, увидев что-то незнакомое, пишет напротив задания: «Мы это не изучали». В этом вина только учителя! Нужно сделать только полшажочка и решить два-три примера. Так ребенок не будет бояться пробовать решить что-то новое. Отсюда вырисовывается второй совет — не бояться давать ученикам немного больше.

И третий совет — не забывать хвалить учеников. Уж очень учителя в последнее время стали скупыми на всякие поощрения. Но нужно не просто хвалить, а хвалить заслуженно. Не очень хорошая успеваемость у ребенка по русскому языку, зато он хороший спортсмен. Вот и похвалите его за это. Если ребенок в чем-то постарался, это не должно оставаться незамеченным.

— Как лицей помогает учащимся в выборе будущей профессии?

— Это длительная, последовательная работа, которую в двух словах не опишешь. Экскурсии в различные вузы, месячники науки, знакомства с представителями различных профессий. Здесь ведется работа по профилям. Если это химико-биологический класс, то приглашаем именитых врачей. Учеников информационно-математических и физико-математиеских классов водим на экскурсии на брянские промышленные предприятия. В целом же для лицеистов дважды в год проводится выездная школа МГУ. Лекции дают профессора и кандидаты наук.

mgumgu1mgu2mgu3mgu4mgu5mgu6mgu7mgu8

— Со стороны складывается впечатление, что за школьными партами стало меньше романтиков, мечтающих делать научные открытия, приносить пользу обществу. Какие профессии сейчас популярны у старшеклассников? Кем они мечтают стать — врачами, учителями или государственными служащими, специалистами по управлению персоналом?

— Госслужащие, специалисты по управлению персоналом — это точно не про нас. Как раз все наоборот — у нас каждый ребенок немножко Наполеон. Мы настраиваем их на то, что в будущем они будут успешными, высококвалифицированными специалистами. Многие хотят быть учеными, врачами, финансистами, журналистами, инженерами, строителями, экономистами. Тех, кто хочет именно руководить, в своих рядах пока не замечали. Дело в том, что в лицее делается акцент на классические специальности. И мое мнение таково: для начала нужно стать первоклассным специалистом, мастером своего дела, а не рваться с пеленок во власть.

— Каждый день Вы и Ваши коллеги дают детям знания. А что они дают Вам? Есть ли чему поучиться у них?

— Прежде всего, дети подстегивают нас идти в ногу со временем относительно информационных технологий. Мы должны с ними разговаривать на одном языке. Например, урок обществознания. Говорим о социальных ролях человека. Приходит в голову параллель с перевоплощением артистов. И я говорю: «Дети, найдите в своих телефонах две иллюстрации — портрет Шаляпина, выполненный Серовым, и фотографию Шаляпина в образе Дон Кихота». Урок получается интерактивным, более насыщенным, наглядным.

Также ученики помогают преподавателям бороться с консерватизмом. Чеховский «Человек в футляре» — это же про нас. Мы учимся быть более открытыми, стремимся не только давать знания, но и открывать ученикам какие-то свои качества, чтобы быть им интересными как личности. Учителя в лицее поют со сцены, танцуют, читают стихи. Но тут главное — не опуститься до расхлябанности и панибратства. Везде есть граница дозволенного.

teatrteatr1teatr2teatr3teatr4teatr5teatr6teatr7teatr8teatr9teatr10teatr11teatr12teatr13

— Не так давно на экраны вышел трогательный французский мультфильм «Маленький принц» — некое продолжение повести Антуана де Сент-Экзюпери. Там поднимается крайне важная проблема — проблема занятости детей, их нагрузки. Что Вы можете посоветовать родителям? Как воспитать из ребенка достойного человека и при этом не лишить его детских радостей — детства как такового?

Сложный вопрос. Два года назад депутат Брянской областной Думы Алексей Валерьевич Невструев поднял вопрос перехода всех школ на пятидневку. Я сначала была озадачена. Первая мысль — если часов станет меньше, как нам все успеть. Но он так четко изложил свою позицию, что за всеми планами, нормативами и программами мне удалось увидеть самое главное — ребенок должен быть в семье. И не просто видеть родителей, сидя вечером за уроками. Должно быть место для досуга, должно оставаться время для общения.

Иногда ко мне приходит тот или иной родитель и говорит: «А переведите моего ребенка в физико-математический класс. Он сможет». Часто у взрослых чересчур завышенные требования к детям. Поэтому мои главные советы — полюби, пойми своего ребенка и дай ему право выбрать. По этому поводу всем рекомендую прочитать «Последнюю лекцию» Рэнди Пауша. Мне в свое время ее посоветовала дочка. Основная мысль — дай возможность, не ограничивая возможности.

the-little-prince

Мы ведем себя иногда неправильно. Хотим воплотить в ребенке то, что нам самим не удалось. Показать ему спектр, многообразие, чтобы он мог выбрать — вот это правильно. Ребенок будет счастлив. Если есть увлеченность, не будет перегруженности. Ребенок будет с энтузиазмом подходить к делу.

Еще нужен правильный мотив. Хорошо учиться, чтобы папа и мама были довольны — это же тоска зеленая! А вот хорошо учиться, чтобы открыть свой приют для животных или чтобы стать первоклассным хирургом, — это правильный мотив. Во всем должен быть интерес. Это моя позиция.

Расскажите друзьям →

Комментарии

Показать ещё