Проводила на днях экскурсию для шести очень взрослых людей. Настолько взрослых, что издалека коллеги подумали, что экскурсанты — ветераны. А это издалека еще и не видно было, что экскурсанты были все как один — профессора. Мне и вблизи этого не видно было, но я попросила представиться. И ещё попросила сказать, раз уж они приехали на экскурсию в заповедник, а какие они ещё знают заповедники и национальные парки страны. Профессора были с лесным уклоном, потому я ожидала, как говорят в школе, море рук. Итог — заповедник «Столбы» и два национальных парка — «Лосиный остров» и «Орловское полесье». Негусто, мягко скажем, для такого насыщенного профессорского состава. Да еще и из пяти регионов страны. Очень расстроилась.

Обычная детская группа, ребятишки лет восьми, называют в несколько раз больше заповедных территорий. Обычно они знают и про Байкал, и про Камчатку, и про заповедники Урала. Знают соседей — «Смоленское поозерье», «Угру» и «Калужские засеки». В последнем даже иногда ставят правильно ударение. С чем же связано такое ограниченное профессорское знание? Они не любопытны? Они замкнуты на своих лесных делах и работах, что просто и времени нет на заповедные территории? Они инертны? Из телевизоров ничего не говорят о национальном достоянии — заповедниках и нацпарках? Вопросов у меня было много. Вменяемых ответов нет.

Потом в голову пришла ясная мысль о наступившей у меня профдеформации. Помните школьных учителей физкультуры? В большинстве случаев им казалось, что их предмет самый главный и его незаслуженно притесняют. И уж они отрывались на детях! Вот и я с профессорами попала в ловушку под названием «обделенный учитель физкультуры». Еще бы немного, и я бы заставила людей, издалека похожих на ветеранов, приседать сто раз за заповедную систему России.

А мир-то, оказывается, состоит не только из заповедников и национальных парков, пусть и горячо любимых. Мир большой! И в мире имеют право существовать профессора, мало что знающие об огромном деле всей страны: вот уже почти сто лет Россия профессионально занимается сохранением заповедной природы. Да, я это признала. Профессорский состав оправдан, приседания отменяются. Но теперь хочется, чтобы к нам на экскурсии и занятия приезжали не только дети лет восьми, а и, к примеру, группа Камвольного комбината, футбольная команда Стародуба, депутаты горсовета в полном составе или, вот, редакция «Наш Брянск.Ru». Теперь я знаю, что мы откроем для них совсем другой мир, о котором они не знают. Но который очень важен и для них.