Уменьшение армии маршруток, соблюдение расписания движения, дисциплинированность водителей — о ряде достижений в нормализации работы коммерческих перевозчиков заявили власти Брянска. Но и на этом чиновники не собираются останавливаться. С 1 июля маршрутчикам обещают настоящую революцию. О том, как удалось сделать работу частных перевозчиков более упорядоченной, а также об изменениях, ожидающих их в ближайшее время, корреспонденту НАШБРЯНСК.RU рассказал начальник отдела по транспорту Брянской городской администрации Николай Терешин.

Количество маршруток сократилось на треть

За первое полугодие значительно сократилось количество коммерческих маршрутов. Если в прошлом году их было 31, на которых официально работало 1 200 машин, то сейчас их стало 26. На них осталось около 800 машин.

Если брать другие города, аналогичные нашему, то на население Брянска необходимо 700 машин. Они смогут справиться с пассажиропотоком. Мы к этому и идем.

Но не нужно забывать, что через город проходит более десяти межмуниципальных маршрутов. Это те, у которых порядковый номер после 100 идет. Например, № 166, № 240 и так далее. Они выходят за территорию Брянска. Вот на этих маршрутах только официально числится более 400 машин, а по нашим наблюдениям имеются и нелегальные.

Если мы уберем хотя бы половину межмуниципальных машин, удастся еще больше разгрузить город. Поэтому в дальнейшем мы будем работать с областью именно в таком направлении.

Полностью решен вопрос с заездом маршруток на вокзал Брянск-I

Остро стоял вопрос наведения порядка, так как наши маршрутчики чувствовали себя очень вольно: хочу еду — хочу не еду, куда хочу — туда и еду. Например, не заезжают на вокзал Брянск-I, срезают путь в случае пробок. Это все нарушения схемы движения маршрута. А так нельзя.

Мы упорно боролись с маршрутчиками и «переломали» их. Сейчас посмотрите — все упорядоченно заезжают на вокзал. Потому что знают: если мы фиксируем нарушение, сразу вызываем старшего по маршруту и говорим, что в случае повторного нарушения, прощаемся с ними. Так что в этом нам удалось навести порядок.

Удалось наладить работу маршруток после 20:00

Еще одним достижением в нормализации работы коммерческих перевозчиков я считаю то, что мы заставляем их работать по расписанию и по картам маршрута, которые выдали им в апреле. Это позволяет выявлять и нелегальные машины.

Так, если на маршруте зарегистрировано 20 машин, мы выдаем 20 карт маршрута. Больше машин по тому или иному маршруту перевозчик не имеет права выпустить. Вместе с картами мы выдали и новое расписание, где прописано, с каким интервалом движения должны ходить маршрутки в определенное время.

Соблюдение расписания мы проверяем в ходе еженедельных тотальных проверок — и в выходные, и в праздничные дни. Водители уже поняли, что попались окончательно. Нам удалось нормализовать расписание, и с каждой неделей нарушений по этому пункту становится все меньше. Машины начали исправно ходить после 20:00. Если есть нарушения, то они фиксируются на маршрутах, которые распадаются. А добросовестные перевозчики выполняют все требования. Думаем, что к новому году мы вообще их «переломаем».

К закрытию готовятся маршруты № 99 и № 58

В настоящее время готовятся к закрытию маршруты № 99 и № 58. Причина в том, что они не выполняют наши условия.

Например, 99-й был самым длинным маршрутом и на нем должны работать три перевозчика и 60 машин. Сейчас же осталось около десяти машин. И что делать людям, которым нужно уехать.

Перевозчикам неоднократно предлагали исправить положение. Мы в свою очередь готовы выдать им все 60 карт маршрута. Если бы они нашли машины, мы бы не закрывали маршрут, но пока сдвига не видно. Уже объявлен дублер этому маршруту — № 88.

Что касается 58-го, то там из 35 машин осталось три. Мы были вынуждены с апреля продлить 45-й маршрут с мясокомбината на станцию Снежетьскую. И граждане остались очень довольны. Оставшимся же трем машинам мы предлагаем сделать короткий маршрут и запустить его только по Бежице. Но сам 58-й маршрут будет ликвидирован.

Почему не находится нужное количество машин на этих маршрутах? На мой взгляд, в первую очередь виноват кризис. Если раньше машины покупали за 1,2 миллиона, то теперь она стоит два миллиона. И не каждый на это идет. К тому же, влияет протяженность маршрута, пассажиропоток. Ведь все хотят работать именно в центре, где пассажиропоток постоянный. Все эти факторы в совокупности и дают такой эффект. Ведь главная цель маршрутчиков — прибыль. А наша — чтобы гражданам было хорошо.

За езду без карты маршрута — штраф до 300 тысяч рублей

Хочу сказать, что с 1 июля вступают в силу новые изменения законодательства в сфере пассажирских перевозок. К нормальной работе маршрутчиков сейчас подстегнет и административный кодекс. Так, с июля за езду без карты маршрута на водителя будет налагаться штраф в пять тысяч рублей, на должностное лицо — 30 тысяч, а на индивидуального предпринимателя — 300 тысяч рублей. Они просто не захотят уже нарушать с такими взысканиями. Пока же еще административной ответственности за езду без карт маршрута нет, поэтому выскакивают и нелегалы.

Ночная парковка маршруток — в строго отведенных местах

Будут нововведения и с парковками для маршруток. Минтранс подготовил приказ, где расписаны требования к ночным стоянкам.

Согласно документу субъект должен сформировать реестр парковок. Машины нужно оставлять на ночь именно там. И с 15 июля вводится штраф, если с 22:00 до 06:00 машину оставили без присмотра водителя вне установленных мест. Многие маршрутчики уже заявляют, что будут спать в машинах. Да ради бога, пусть спят.

Закон предписывает также установить видеорегистратор в салоне автомобиля. Это позволит в случае конфликтов пассажиров с водителем видеть реальную картину и делать выводы, кто прав, а кто виноват. Так что с 1 июля, можно сказать, произойдет целая революция в работе коммерческих перевозчиков. Окончательно порядок, думаю, наведем к новому году.

Перевозчиков можно будет лишить свидетельства за два нарушения

Если маршрутчики будут нарушать, то по новому законодательству для аннулирования свидетельства об осуществлении перевозок достаточно двух нарушений. Это может быть несоблюдение расписания, езда без карты, неправильная стоянка, ДТП, пьянка.

Ранее же свидетельств лишали за три и более нарушений со стороны водителей. В прошлом году таким образом аннулировали девять документов.

Уменьшилось количество жалоб от горожан, поступают благодарности

Сотрудники отдела ведут постоянный контроль и за устными, и за письменными обращениями граждан по работе маршрутных такси. Если в первом квартале у нас было порядка 130 официальных жалоб, то во втором - менее 80. Жалоб стало в три-пять раз меньше. И с каждой неделей их количество уменьшается. Наоборот, стало поступать больше звонков с благодарностями за то, что мы наконец заставили маршрутчиков работать.

Ситуация вокруг общественного транспорта Брянска стала накаляться в конце октября прошлого года, когда проезд подорожал на два рубля. Тогда за билет в маршрутке горожане стали платить 16 рублей, в троллейбусе — 14.

Однако не прошло и трех месяцев, как коммерческие перевозчики заявили о новом подорожании цен на два рубля с 1 марта. И руководствовались они новым федеральным законом N 220-ФЗ, который вступил в силу в январе 2016 года. Согласно документу маршруты разделили на два вида: с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами.

В настоящее время в Брянске порядка 40 маршрутов работают по регулируемым тарифам. Там перевозки осуществляет муниципальный транспорт — автобусы, троллейбусы. И 26 маршрутов действуют по нерегулируемым тарифам. Их устанавливают сами перевозчики.

Владелец нескольких брянских маршрутов Андрей Гросс пояснил «Наш Брянск.Ru», что перевозчики находятся в крайне тяжелой ситуации. Их прибыль сведена к нулю, есть убыточные маршруты.

«Учитывая социальную и экономическую обстановку, решили поджаться и повысить стоимость проезда всего на два рубля. Это, конечно, не позволит нам выйти на десятипроцентную рентабельность, но даст возможность продержаться еще какое-то время», — отметил Гросс.

В качестве одной из причин повышения тарифов предприниматель назвал рост цен на запчасти для иномарок Ford, Fiat, Renault, из которых в основном состоит автопарк брянских перевозчиков. Также Гросс подчеркнул, что экономически обоснованный тариф составляет 23 рубля. Именно он сможет дать 10−15% рентабельности.

Чтобы в сфере коммерческих перевозок не творился беспредел, Брянская городская администрация с января начала большую работу по перезаключению договоров. В марте были приняты поправки в региональный закон об организации транспортного обслуживания, согласно которым коммерческие перевозчики имеют право повысить тариф только раз в год. В апреле на каждую машину стали выдавать карту маршрута, а водителей маршрутных такси начали проверять на предмет соблюдения расписания, схемы движения и легальности. Работу в этом направлении власти Брянска обещают продолжить и в дальнейшем.