На выставочной площадке Брянского машиностроительного завода (БМЗ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») установлен еще один экспонат — вагон-«капля» модели 19-3130. Теперь группа продукции включает паровоз, изготовленный в 1897 году, маневровый тепловоз ТЭМ21 и вагон. В июле БМЗ отметит 140-летие со дня основания. К этой дате завод подходит обновленным не только в плане технического перевооружения. Преобразилась территория предприятия: разбиты новые газоны, пешеходные дорожки выкладываются тротуарной плиткой, корпуса цехов обшиваются теплоизоляционными панелями, взамен «пуховых» тополей высаживаются туи, установлены беседки для отдыха. kaplya-vrezВ ряду этих преобразований особое место отводится выставочной площадке. Ее основой послужил паровоз Од, установленный в 1966 году и официально признанный впоследствии памятником инженерно-технической мысли. Паровоз со стальными колесами серии Од явился лучшим достижением транспортного машиностроения конца 19 века не только в России, но и в мире. Он работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а позже на всех железных дорогах Советского Союза. Долгие годы паровоз был единственным экспонатом, представляющим продукцию предприятия. В ноябре прошлого года у Од появился сосед – маневровый тепловоз ТЭМ21, на котором отрабатывался асинхронный привод. Сейчас асинхронный тип передачи применяется на новой перспективной продукции БМЗ — магистральных грузовых локомотивах 2ТЭ25А «Витязь» и 2ТЭ25АМ. Интересно, что установкой и тепловоза, и вагона- «капли» занималась бригада под руководством Владимира Борисова и мастера Николая Родикова. Как рассказали работники, процесс потребовал и мастерства, и сноровки, и смекалки. Ведь тепловоз весит 26 тонн, а вагон — 16,5 тонны. Для проведения «операции» по установке вагона потребовалось два крана. Теперь на выставочной площадке, примыкающей к центральной аллее БМЗ, высятся три единицы железнодорожной техники, дающей представление об этапах развития предприятия и масштабах продукции.