Маньяки из брянского «Леса»
- 0
В воскресенье, 28 августа, в Центре «Атмосфера Красоты» состоялась премьера мистического триллера «Лес». 40-минутную короткометражку сняли брянские ребята, на которых в жизни не подумаешь, что они актеры, режиссеры, сценаристы и продюсеры. В то время как иную молодежь пытаются увлечь патриотическими идеями всевозможные партии, а кто-то за отсутствием выбора тихо-мирно спивается по подъездам, творческое объединение MOVIE HANDICRAFT PRODUCTION снимает в Брянске довольно качественное любительское кино. О том, как и зачем они это делают, корреспондент ИА «Наш Брянск.ru» Елена Кузьменок поговорила с одним из основателей студии, продюсером, сценаристом, режиссером и звукорежиссером фильма «Лес» Сергеем Меркульевым.
Парикмахерские кресла, пластмассовые дамы в кокетливых разноцветных париках, офисные стулья, построенные колоннами. Мы в Центре «Атмосфера Красоты» в ожидании премьеры мистического триллера «Лес», снятого брянскими киноумельцами. Мы — это полтора-два десятка любопытствующих зрителей. На зеркальной стене перед нами грандиозный телевизор, в углу — умывальник.
— Что за фильм? — любопытствует бойкий молодой человек, кивая на экран, на котором зловеще мерцает какой-то силуэт.
— «Лес», 40 минут, — охотно поясняют ему «сниматели», которые собственноручно настраивают оборудование для показа.
— Про брянский лес что ль? — не унимается их собеседник. — Я смотрю, там мужик еще и дрель держит? Маньяк?
Собственно, молодой зритель не далек от истины. Хоть в руках у «мужика» из брянского «Леса» не дрель, а топор, в короткометражке все же есть и маньяки, и мальчики-упыри, и классическая история про деревенскую ведьму. Порой в нем даже блещет нитка психологизма. Ну, во всяком случае, понятно, что авторы хотели этот психологизм туда вставить.
Авторы — это брянское творческое объединение MOVIE HANDICRAFT PRODUCTION, которое специализируется на любительском игровом кино по оригинальному сценарию. Всего их 25 человек — сценаристы, режиссеры, операторы, актеры, композиторы. Основали студию в 2009 году два брата — Николай и Сергей Меркульевы. Они же являют собой движущую силу всех проектов — разрабатывают сценарии, режиссируют и монтируют свои фильмы. 19-летний Сергей продюсировал второй по счету фильм студии «Лес». О том, как это было и что теперь будет, он охотно порассказал ИА «Наш Брянск.ru».
— Сергей, как родилась идея мистического триллера «Лес», когда?
— Идея фильма возникла в первых числах апреля 2011 года, почти через месяц после выхода в свет нашего первого фильма — полнометражной фантастической драмы «Скитания в неизвестности». Сюжетная линия нового проекта была построена на основе слияния и переадаптации четырех независимых мини-сюжетов. «Геймер» — сюжет про современного молодого человека, который почти все свое время уделяет компьютерным играм. «Неизвестная история» — сюжет про то, как в небольшом поселении у леса появились непонятные существа, известие о которых повергло в шок не только местных жителей, но и весь мир. «Счастье» — сюжет про двух братьев разного возраста, старший из которых всегда уничижительно относился к младшему, но когда они вместе потерялись в лесу, их отношения резко изменились в лучшую сторону. И сюжет «Без названия» — про внучку ведьмы, которая боролась со злыми чарами своей бабки. В результате переплетения этих сюжетных линий фильм получился довольно динамичным. Но сама идея все же оказалась довольно жанровой и банальной. У нас возникал целый ряд сомнений по этому поводу, так как мы осознавали, что многие могут счесть фильм слишком несерьезным и вообще откажутся от просмотра.
— Сценаристов в вашей команде нет, поэтому до многого, видимо, пришлось доходить своим умом. Что бы вы отнесли к разряду сценарных находок, а с чем испытали затруднения?
— К сценарным находкам я бы отнес того же самого упыря-маньяка, копию мальчика Леши, да и вообще понятие «копий» как таковое. А трудности заключались в том, что надо было представить «Лес» не просто, как банальную страшилку из устного народного творчества, а как полноценное художественное произведение с уникальной атмосферой, динамичным сюжетом и элементами неожиданных сценарных ходов. И по предварительным опросам именно неожиданность в сюжете увлекала наибольшее число потенциальных зрителей (более 50%). Кстати, первый вариант сценария сильно отличается от того, что можно увидеть в фильме.
— Сколько времени понадобилось, чтобы воплотить идею короткометражки в жизнь? Как снималось вообще — легко, сложно, нудно, с творческими всполохами? Как?
— Для того чтобы снять «Лес» нам понадобилось целое лето, начиная с конца мая и заканчивая последними числами августа, когда уже до ума доводился монтаж фильма. Охарактеризовать сами съемки можно двузначно. С одной стороны, мы потратили очень много времени и сил, работая с актерами, оттачивая элементы сюжета. С другой — нам давалось это достаточно легко из-за нашей увлеченности этим делом. Мы хотели снять хорошее любительское кино, которое будет достойно смотреться на уровне других любительских картин, за выходом которых мы тоже очень тщательно следим. Были и нудные моменты. Порой один кадр приходилось переснимать по 15-20 раз, было очень сложно держать актеров в достаточной серьезности. Больше всего трудностей доставляла именно актерская игра, иногда приходилось откладывать съемочные дни в связи с неявкой «главных действующих лиц». Что же касается самого творческого процесса, то по ходу съемок мы вносили много изменений, даже в концовку.
— Почему выбрали именно триллер?
— Особых причин на то не было, но после тяжелых съемок «Скитания» решили передохнуть. Подобный сюжет выбрали именно потому, что он достаточно легок и прост, чтобы быть интересным зрителю и чтобы добавить нам опыта в съемках. Так что как переходным фильмом, «Лесом» мы вполне довольны.
— А кто писал сценарий, подкидывал основные «фишки»?
— Мы работали над сценарием совместно с братом (Николаем Меркульевым), и все основные фишки были придуманы тоже совместно. Нельзя выделить кого-то одного, мы в равной мере работали над сюжетом, постоянно обсуждали его и корректировали. Поэтому «Лес» считается нашей совместной непрофессиональной режиссерской работой.
Режиссёры: Николай и Сергей Меркульевы
Жанр: триллер, мистика
В ролях: Никита Лашко, Сергей Цыганков, Маргарита Низяева, Игорь Цыганков, Евгений Семусев
Спецэффекты: Александр Матвеев
Графические материалы: Артём Маевский, Ирина Рылина, Людмила Ильина
Слоган: «Забытое вернулось»
Описание: Никогда нельзя предугадать тот момент, когда вся жизнь вдруг в одночасье меняется, когда оцениваешь то, что не ценил, и понимаешь то, о чем раньше и не подозревал. Там, где кровных братьев разделяет непонимание и вражда — медленно, но верно взрастает зло. После того, как в одном в лесу пропал мальчик, в небольшом поселении начали происходить странные убийства. Паника охватила поселян. Кто-то или что-то появилось в лесу. Кто мог, непременно уехал, другие же заперлись в своих домах, боясь выйти наружу. И лишь одна девушка знала, что происходит на самом деле…— С трудностями при съемках пришлось столкнуться?
— Конечно. Прежде всего, это было отсутствие специальной съемочной техники. Фильм снимался на обыкновенный зеркальный фотоаппарат, с использованием штатива и лестницы вместо крана в крупнопанорамных съемках. При этом таскать лестницу было крайне нелегко, как и вообще прочий реквизит. Если говорить о трудностях с участниками проекта, то, не упоминая в очередной раз актеров, стоит отметить, что поначалу мы работали совместно с композитором Артемом Маевским (Москва) и специалистом по спецэффектам Александром Матвеевым. Позже они вышли из проекта, так что без их полного участия фильм много потерял. Привлекали многих людей, но в итоге все делать пришлось самим. Едва ли не потом и кровью достались последние эпизоды, которые снимались в спешке из-за отсутствия времени. Все были раздражены, все устали от съемок, и было очень сложно завершить процесс.
— А интересные моменты были, загадочные? Фильм мистический — с мистикой не сталкивались?
— Нет, с мистикой столкнуться, к счастью, не пришлось. Были отдельные моменты, но они слишком несерьезные. А вообще снимать на подобные темы — дело не очень хорошее. Всегда находишься под напряжением, и любые неудачи кажутся последствием вот этой мистической связи.
— Сергей, что для вас этот фильм — просто реализация себя или первая ступенька к чему-то большему?
— Для нас этот фильм — попытка показать, что даже в примитивных, непрофессиональных условиях можно снять достойное любительское кино. Да, мы пытаемся таким образом себя реализовывать. Увлечение кино — это как зависимость. Если начал снимать, то ты вряд ли остановишься. Нам это доставляет удовольствие. А если этим интересуются и другие люди, если они находят в нашем творчестве что-то хорошее и для себя, то это, по-моему, вообще отлично. Именно к этому и надо стремиться. Было бы неплохо, если бы наше увлечение переросло во что-то большее. Но для этого надо работать и стараться, что мы, собственно, и делаем.
— Что дальше делать будете? Какие планы, задумки?
— В ближайшей перспективе мы совместно с Павлом Абрамченковым планируем и уже начали работу над новым проектом — полнометражным фильмом «Флэш Моб». Это будет остросюжетная драма, в основе которой лежит художественная история про организацию движений флешмобов в типичном провинциальном городе, а точнее, про трудности и конфликты молодых людей, которые взялись за это дело. Пока активно идет работа над сценарием. Многие люди уже заинтересованы этим проектом и желающих сняться просто огромное количество. Так что нам надо будет очень стараться, чтобы оправдать ожидания. В лучшем случае, если все пройдет успешно, фильм планируется показать в брянских кинотеатрах.
— А где будете показывать «Лес»? Вообще распространять его как-то думаете?
— После премьеры Центр по работе с молодежью и семьями Брянска выступил с инициативой организовать второй показ «Леса». Но это пока не точная информация, поэтому говорить определенно сложно. В любом случае, после этого показа, если он состоится, наша короткометражка будет выложена в сеть Интернет, так как ее очень ждут в кругах таких же начинающих режиссеров, как мы, со всей России. Чуть позже все заинтересовавшиеся нашей работой смогут заказать DVD-диск с фильмом и дополнительными материалами к нему.
— А на фестиваль какой-нибудь, конкурс не планируете свой фильм выдвинуть?
— К сожалению, фестивали любительского кино ограничивают картины хронометражом. Максимально возможный вариант фильма — 30 минут, то есть 40-минутный «Лес» не сможет участвовать ни в одном из фестивалей. Сегодня вообще любительское кино в России очень слабо развито. Хотя, к примеру, в соседней Украине сейчас настоящий бум в этой сфере, любительские фильмы там довольно распространенное явление, и они более качественны. Однако у нас есть цель не только представить брянское любительское кино, но и в перспективе поднять общероссийский уровень в этой сфере посредством создания специального интернет-портала, который привлечет, я надеюсь, очень многих аматоров, заставит их соревноваться и совершенствовать свое мастерство.
Кинокадры с сайта mni.my1.ru.