Фотовыставка «Бежица времен княгини Тенишевой в фотографиях Карла Фишера» открылась в Музее братьев Ткачевых 12 мая. «Русская Америка», как называли Бежицу конца XIX века, предстает перед зрителем в лаконичных изображениях, исполненных духа времени и говорящих деталей.

33 фотографических вида молодого поселка взяты из альбома с пышным названием «Брянский рельсопрокатный, сталелитейный, железоделательный и механический завод. Станция Бежицкая Риго-Орловской железной дороги»

Всего на выставке представлено 33 фотографических вида молодого поселка. Все они взяты из альбома с пышным названием «Брянский рельсопрокатный, сталелитейный, железоделательный и механический завод. Станция Бежицкая Риго-Орловской железной дороги». Это добротное издание было выпущено в презентационных целях и предназначалось для подарков потенциальным и уже состоявшимся партнерам завода. Так банальный, казалось бы, рекламный буклет (хоть и в богатой бархатной обложке) сохранил для нас кусочек истории Брянска.

Всего альбом состоял из 100 листов. 96 из них — виды старой Бежицы: ее улиц, зданий, завода и его цехов. Выполнены они в мастерской знаменитого московского фотографа тех лет Карла Фишера. Он использовал в своей работе так называемый фототипический способ печати, который позволял получать изображения очень высокого качества. На выставке представлены несколько оригиналов листов из альбома — пожелтевшие, формата А3, украшенные сверху двуглавым орлом. Сегодня они — большая редкость. Остальные же изображения — увеличенные копии, позволяющие рассмотреть чудесные детали быта конца XIX века. И не только быта.

Всего альбом состоял из 100 листов. 96 из них — виды старой Бежицы: ее улиц, зданий, завода и его цехов. Выполнены они в мастерской знаменитого московского фотографа тех лет Карла Фишера

Вот, к примеру, перед нами панорамный снимок Бежицы под деловитым названием «Вид завода №4». На переднем плане — хозяйственные постройки, цеха, за ними — Болва, а еще дальше можно разглядеть и Радицу. А вот паровоз — для нас старинный, а по тем временам — последнее слово техники. «Доменныя печи №1». Деревянное здание почты с массивным ящиком для писем на стене. Народная столовая, изукрашенная деревянной резьбой. Чисто выскобленные добротные столы, в конце зала — маленькая сцена. Пожарное депо с важными бородачами-пожарными в сияющих касках. Больница — палата и операционный зал. В операционной — множество медицинских пузырьков, печь для стерилизации инструмента. На стене висит баклажка с надписью «5% растворъ карболовой кислоты» — чистоту и гигиену в XIX веке никто не отменял. А в палате фотографу позирует усач-больной. Несмотря на то, что весь в бинтах, вид у него довольный и где-то даже молодцеватый. А над головой табличка «Акимъ Фенаевъ. Пост: 4 августа 95 г. Врач (подпись)». Таких «вкусных» примет времени по фото разбросано великое множество. Ходить по выставке можно долго, каждый раз отмечая все новые интересные детали.

Полный альбом Карла Фишера в Брянске сегодня существует только в электронном виде. Его хранит у себя историк-краевед Денис Титкин

К сожалению, полный альбом Карла Фишера в Брянске сегодня существует только в электронном виде. Его хранит у себя историк-краевед Денис Титкин. «Собирал буквально «с миру по нитке», — рассказывает Денис. — Около двух десятков подлинников хранится в храме Преображения, остальные добывал из различных источников». В поисках листов драгоценного альбома он обращался в музей БМЗ, краеведческий музей, к частным коллекционерам. Наконец, все 99 страниц были найдены, и музей Ткачевых совместно с миссионерским отделом Брянской епархии решил сделать из него выставку. «Конечно, мы заинтересовались этим проектом, — говорит заведующая музеем Елена Клюева. — История Бежицы — это очень увлекательно. Наша цель — показать, какая была красавица Бежица, как много здесь было социально-значимых объектов и как все это было культурно, со вкусом оформлено».

В том, что здесь все было «культурно» и «со вкусом», во многом большая заслуга княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Известная меценатка, общественный деятель, художник-эмальер, педагог и коллекционер, в Бежице она прожила с 1892 по 1896 годы. Как раз в это время и были сделаны фотографии альбома. Благодаря трудам княгини полудикий поселок посреди хвойного леса приобрел черты высокоразвитого города. Под ее личным руководством здесь открылось множество социальных объектов. К примеру, под магазин общества потребителей были отданы хозяйственные постройки бежицкой дачи князей.

В Бежице Мария Тенишева прожила с 1892 по 1896 годы. Как раз в это время и были сделаны фотографии альбома. Благодаря трудам княгини полудикий поселок посреди хвойного леса приобрел черты высокоразвитого города

«…в одной половине каретного сарая поместилась мясная, в другой мучная торговля, из конюшни вышла огромная бакалейная, а в большом флигеле расположились красные товары с готовым платьем», — писала Мария Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни». Строками из воспоминаний княгини на выставке снабжены почти все фото из альбома. Для пущей наглядности их также снабдили современными фотографиями тех мест, где раньше располагались храмы, больницы, магазины. Это одновременно и самая интересная, и самая печальная часть экспозиции. Почему? Выяснить это лучше каждому самостоятельно. Сделать это можно до 30 июня по адресу: улица Куйбышева, дом 2, Музей братьев Ткачевых. Телефоны для справок (4832) 51-00-31, 51-42-47.

Фото Елены Кузьменок.