Уникальная операция по подъему из воды трактора-тягача «Сталинец» успешно завершена в Суземском районе в четверг, 27 января. Несколько дней специалисты МЧС с помощью тяжелой техники МЖД, при активной поддержке администрации области и при личном присутствии мэра Брянска Сергея Смирнова боролись с активным сопротивлением «Сталинца». Теперь «ветерана» ждет реставрация на одном из брянских заводов и почетное место среди военной техники, выставленной на Партизанской поляне.

Трактор-тягач «Сталинец» затонул в Неруссе в 1941 году при отступлении 13-ой армии. По воспоминаниям очевидцев, водитель не оценил толщину льда, и машина ушла под воду

Для того чтобы по достоинству оценить масштаб операции, нужно знать предысторию. А она такова: трактор-тягач «Сталинец» затонул в Неруссе в 1941 году при отступлении 13-ой армии. По воспоминаниям очевидцев, водитель не оценил толщину льда, и машина ушла под воду. При этом человеку удалось вовремя выскочить из тягача. Стоит отметить уникальную историческую ценность «Сталинца» — специалисты были уверены, что в Суземском районе затонул редкий С-2, выпущенный в количестве 1275 штук. Ни одной целой машины в России не сохранилось. Именно этот фактор и «подстегивал» желающих извлечь тягач со дна реки. Первые неудачные попытки предпринимались еще в 1970-е годы.

Нынешняя операция, инициированная губернатором Брянской области Николаем Дениным, была приурочена к месячнику оборонно-массовой работы. Специально созданной комиссией руководил глава Брянской городской администрации Сергей Смирнов. Наученные печальным опытом предшественников, специалисты привлекли к работе тяжелую технику. Благодаря договоренности между администрацией города и области и руководством Московской железной дороги к месту производства работ была направлена техника, принадлежащая железнодорожному восстановительному поезду на станции Сухиничи. По информации пресс-службы МЖД, тяжелый тягач на платформе доставили до станции Холмечи, где он был выгружен и своим ходом двинулся к месту подъема. Сам тягач практически ровесник пленника Неруссы — он был выпущен в 1943 году, переделан из бывшей самоходной артиллеристской установки и передан на баланс восстановительного поезда. Мощность тягача составляет 500 лошадиных сил, тяговые усилия лебедки — до 75 тонн.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что улов водолазов — это первый советский серийный дизельный трактор С-65. Реставрировать уникальную технику будут на ОАО «Брянский Арсенал»

Несмотря на сложные погодные условия, минусовые температуры и упорное сопротивление «Сталинца», усилия водолазов были вознаграждены. Машина, которая провела под водой почти 70 лет, оказалась на берегу. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что улов водолазов — это первый советский серийный дизельный трактор «Сталинец-65» (С-65). По железной дороге трактор-тягач был доставлен в Брянск. Реставрировать уникальную технику будут на ОАО «Брянский Арсенал». «С заводом уже есть договоренность, — прокомментировал Сергей Смирнов. — А после реконструкции «Сталинец» займет место в музее военной техники под открытым небом на Партизанской поляне».

Для справки:

С-65 стал дизельным первенцем Челябинского тракторного завода и в мае 1937 года на международной выставке «Искусство и техника современной жизни» в Париже удостоился высшей награды выставки — «Гран-при». Произошло то, чего так боялась Америка — Советский Союз первым в мире приступил к массовому производству дизельных тракторов.

Сергей Смирнов: «После реконструкции «Сталинец» займет место в музее военной техники под открытым небом на Партизанской поляне»

Дизельные «сталинцы» С-65, как и лигроиновые С-60, состояли на вооружении Красной Армии, поскольку до появления специальных машин типа С-2, других арттягачей не было (причем трофейные тракторы ЧТЗ охотно использовали и немцы). Наши бойцы ценили челябинские машины за надежность и универсальность. И хотя транспортная скорость трактора для тягача была небольшой, уцелевшие «сталинцы» верой и правдой прослужили всю войну. Удивительно, что «Сталинец», обладая двигателем мощностью всего в 65 лошадиных сил, легко буксировал технику, превышающую собственный вес тягача в два раза.