К 60-летию областной писательской организации корреспондент «Наш Брянск.ru» побеседовал с ее председателем, членом Союза писателей России, руководителем Брянского областного литературного объединения, главным редактором альманаха «Литературный Брянск» Владимиром Сорочкиным. Разговор шел и о том, как нынешнему писателю найти самого себя и не потеряться в информационном поле. К беседе присоединилась член Союза писателей России, член правления Брянской областной общественной писательской организации, руководитель семинара прозы областного литобъединения Людмила Ашеко.

— Расскажите, чем занимается писательская организация?

Владимир Сорочкин: Мы помогаем писателям в издании книг, пропагандируем творчество современных писателей, занимаемся литературной учебой, работаем с молодыми авторами, организуем литературные праздники: на Брянщине ежегодно проходит около десятка литературных праздников, главные из них — праздники всероссийского уровня — в Овстуге и в Красном Роге, международный праздник «На земле Бояна» в Трубчевске.

— В Брянске много писателей и поэтов?

Владимир Сорочкин: В области работает около 10 литературных групп и объединений, в которых состоят более 250 человек. На семинары прозы, которые проходят в помещении нашей организации, ежемесячно собирается в среднем около 15 человек, на семинары поэзии — 30-35 человек. Мы часто выезжаем в районы: как говорится, если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе. Не все же могут приехать в Брянск.

— Недавно в очередной раз вручали стипендию имени Петра Лукича Проскурина для молодых литераторов. Расскажите о лауреатах.

Владимир Сорочкин: В этом году стипендию получила Мухина Мария — преподаватель, аспирант из Новозыбкова. Из Брянска — Перепелкина Анастасия, ее книга «Художник и любовь» была отмечена дипломом в номинации «Дебют» на ежегодной книжной выставке «Брянская книга – 2010». Максим Цыганков — участник литературной группы «Экватор» при БГТУ. Нам было важно поддержать эту литгруппу, в ней занимаются хорошие перспективные ребята, которым необходимо больше общаться, создавать творческую атмосферу, чтобы достигнуть определенных результатов на литературном поприще. По себе знаю: душа технаря тянется к лирике. В свое время я и сам окончил Брянский технологический институт (ныне БГИТА), хотя понимал, что карьера инженера — не мое призвание. Все равно потом окончил Высшие литературные курсы Литературного института.

— Когда Вы осознали себя как поэта?

Владимир Сорочкин: Моя первая публикация была в 16 лет. Поэтом я себя как таковым не считал, но я отдавал много времени творчеству — для того, чтобы стать им.

Людмила Ашеко: Когда вышли первые стихи Владимира Евгеньевича, я поразилась: в стихах не было ничего недоделанного, это были стихи настоящего поэта, а ведь он тогда был еще совсем мальчишкой. А сегодня он — дипломант международного конкурса «Золотое перо», лауреат тютчевской, есенинской и ряда других литературных премий.

— Насколько для Вас важно признание, слава?

Владимир Сорочкин: Поэзия для меня — разговор с самим собой. Сегодня говорить о поисках славы на литературном поприще — не серьезно. Раньше было так: ты публикуешься в журнале «Юность» и утром просыпаешься знаменитым, тебя знают от Дальнего Востока до Западной Украины. Ныне век информационный. Мы теряемся в огромном потоке недозированной информации. На этом фоне издается огромное количество книг, которые, подчас, важны и интересны только самому автору.

— За долгую творческую жизнь были периоды, когда Вы сомневались в призвании?

Владимир Сорочкин: Конечно. Были периоды, когда долго не писалось, сейчас тоже переживаю не самый плодотворный период. Всегда встает вопрос: «А зачем?». Нужно как-то зарабатывать деньги, силы уходят в другом направлении. Но все равно пишешь, пытаешься противостоять соблазну не писать. Хотя время для творчества сейчас действительно не лучшее.

— Литературная жизнь сейчас все больше перемещается на просторы Интернета, как Вы к этому относитесь?

Владимир Сорочкин: Это объективный процесс. Интернет — это удобно, он будет еще развиваться и развиваться. Можно будет, не выходя из дома, прочитать любую книгу. Правда, не все могут читать с экрана, но сейчас есть различные имитаторы книг. Людмила Станиславовна не может позволить себе публиковать свои произведения в Интернете, хотя, сделай она это, она бы обрела немало новых читателей, друзей, а, может, и врагов. Проблема в том, что выкладывается много ерунды. На том же сайте poezia.ru хотя бы кто-то читает и выбирает, размещать стихи или нет. Если этого не будет, то мусор просто забьет все остальное. Это палка о двух концах.

Людмила Ашеко: Люди научились водить ручкой по бумаге и думают, что они писатели. Литература — это искусство. В искусстве нужна школа. Даже чтобы нарисовать черный квадрат, нужно пройти определенную творческую школу. А у многих авторов, уже мнящих себя писателями, такой школы нет, зато они бегут издавать свои книги, в которых нет ни языка, ни идеи, ни логики. Подобный литературный хлам только засоряет и книжные полки, и Интернет. Это как сад: если вы не будете окультуривать землю, останутся одни сорняки. И даже деревья будут задушены, если не возделывать почву. Культура всегда требует ухода.

— В чем причина нынешнего кризиса, какие пути выхода из него Вы видите?

Владимир Сорочкин: Изменилась среда, все крутится вокруг денег. Раньше собирались в компании: «Как, ты не читал такую-то повесть?» И было стыдно не читать, быть не в курсе. Сейчас этого нет: «Пушкина не читал? Да и Бог с ним». Есть ряд писателей, которые десятилетиями не могут издать свои книги.

Людмила Ашеко: У меня вот три романа лежат, семь повестей, четырнадцать пьес. Своих денег на издание нет, а государство не помогает.

Владимир Сорочкин: А ведь мы занимаемся нужным делом: сохранением языка, воспитанием духовных начал. Все наши писатели — люди с определенным нравственными и гражданственными позициями, со своим состоявшимся позитивным мировоззрением. Нужна государственная политика, книгоиздательская программа, хотя бы на уровне региона.

— Как раньше решались эти проблемы?

Людмила Ашеко: В издательствах работали профессиональные редакторы, шел необходимый качественный отбор. Писатель зарабатывал деньги, получал гонорар за изданную книгу или за публикацию в периодике. Книги издавали тиражом не менее 500 экземпляров. В Брянск недавно приезжал писатель Захар Прилепин, он сказал: «В России несколько тысяч книжных магазинов. Вот если бы издавали и в каждый магазин хотя бы одну книгу отправляли, то эту одну книгу кто-то бы уж купил». А нет никакой государственной политики, книги не распространяют, поэтому у нас и книг мало, и настоящих писателей скоро не будет.