«Читателю все равно, какой классификацией пользуются библиотекари при расстановке книг… Ему хочется, чтобы книги выдавали быстро, работали молодые девушки, стояла кофе-машина и можно было прийти в библиотеку ночью. На деле же мы видим сплошные запреты и ограничения: паспорт, прописка, копировать нельзя, фотографировать нельзя…» — это цитата из выступления директора Межрайонной централизованной библиотечной системы имени М.Ю. Лермонтова Сергея Серейчика на круглом столе, посвященном проблемам чтения. Как и чем заманить людей в библиотеку, решали в Брянске во вторник, 24 августа.

«Говорить об опыте Петербурга сложно, так как это город большой и в некотором смысле «дурной». Несмотря на существующий миф культурной столицы, я могу сказать, что знаю о репертуаре театров, новых выставках и фильмах только по афишам, не говоря уже о библиотеках, — отвечал г-н Серейчик на просьбу «поделиться опытом» продвинутого города. — Мы все хотим одного: чтобы что-то изменилось, чтобы люди стали читать».

Флэш-моб «Dostoevsky Style», «Летний читальный зал в Шанхайском садике», проект «BIBLIO-ХАУС» — вот только некоторые проекты лермонтовской библиотеки

С тем, что надо что-то менять, никто и не спорил, однако в Санкт-Петербурге к этому уже начали прилагать конкретные усилия и использовать креативные идеи. Так, 3 июля впервые состоялся флэш-моб «Dostoevsky Style» — в разных местах города происходили события, связанные с творчеством главного петербургского писателя. В частности, все, кто знали пароль, получали книгу Достоевского и тут же начинали ее читать. Это одно из ноу-хау лермонтовской библиотеки, а есть еще «Летний читальный зал в Шанхайском садике», когда почитать книгу на свежем воздухе может любой желающий, «Чтение», «Толерантность», проект «BIBLIO-ХАУС»… Кстати, о последнем: в этом году питерские библиотеки включились в традиционную акцию «Ночь музеев», в Центральной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова петербургские писатели Николай Прокудин, Сергей Арно, Владимир Шпаков, Александр Мелихов, Никита Филатов читали свои короткие рассказы, всю ночь в галерее библиотеки демонстрировалось авторское кино, а по особняку Мусиных-Пушкиных водила экскурсии дама в кринолине.

Сергей Серейчик: «Когда я увидел нормальных, вменяемых людей, которые пришли в два часа ночи на встречу с писателями и задавали вопросы, я, честно говоря, был в шоке»

«Когда я увидел нормальных, вменяемых людей, которые пришли в два часа ночи на встречу с писателями и задавали вопросы, причем все это продолжалось до пяти часов утра, я, честно говоря, был в шоке, — рассказывает Сергей Серейчик. — Или приходили люди в 11 часов ночи сдавать книжки… Мы сломали законы, и люди пришли! Многие боялись: «Нет охраны, бомжи заползут и все будут пьяные!». Ничего подобного! Бомжи сидели в отдалении и наблюдали, все были трезвые, никто не дебоширил. Мои сотрудники после этого даже предложили изменить график и работать ночью, потому что так интереснее!».

Осуществил Серейчик и еще одну смелую идею: открытые книжные фонды, причем опасения за сохранность дорогих экземпляров были напрасными — люди, окрыленные тем, что им доверяют, относятся к таким книгам, стоящим в центре зала, весьма трепетно, с благоговением.

«В наших библиотеках существует строгий контроль, все эти «куда?», «зачем?», «паспорт», «прописка», «книгу надо заказать», при этом сидит девочка лет девятнадцати, я стою перед ней, взрослый мужчина по стойке смирно, а она мне: «Гав! Гав! Гав!». Молодой человек, пришедший первый раз в библиотеку, развернется и уйдет в книжный магазин читать — там диванчики мягкие, можно присесть и расслабиться. А ребенок 7-10 лет вообще никогда книжку может в руки не взять после этого», — говорил он. Сотрудники Брянской областной библиотеки имени Ф.И. Тютчева со всем соглашались, но ссылались на то, что «Брянск не Питер», многое нужно менять, хотя «идеи интересные», и благодарили — за привезенные в подарок книги.

Осуществил Серейчик и еще одну смелую идею: открытые книжные фонды, причем опасения за сохранность дорогих экземпляров были напрасными

Продолжился «круглый стол» беседой с писательницей, директором Санкт-Петербургского Русского ПЕН-клуба Еленой Чижовой. Она автор романов «Крошки Цахес», «Лавра», «Преступница», «Орест и сын», «Время женщин». Лауреат премий журнала «Звезда» и «Северная пальмира» за роман «Крошки Цахес». Роман «Лавра» вошел в шорт-лист премии «Русский Букер» за 2003 год, роман «Полукровка»», опубликованный под названием «Преступница», вошел в шорт-лист премии «Русский Букер» за 2005 год. Лауреат премии «Русский Букер» за роман «Время женщин» (2010) (о встрече с Еленой Чижовой читайте подробнее в рубрике «Наше интервью»).