Наша новая школа: зачем нужно создавать управляющие советы?
- 0
Нужна ли родителям информация о школе? Насколько они информированы о жизни учебных заведений? Как повысить открытость и прозрачность системы образования и интерес к тому, что там происходит? Зачем школам управляющие советы? Члены Общественного совета города Брянска обсудили проблемы развития государственно-общественного управления образованием на территории города во вторник, 27 апреля.
«Общеобразовательные учреждения не могут совершенствовать свою работу без участия общественности, — заявила председатель комиссии по вопросам образования и здравоохранения Алла Климина. — Во многих российских школах созданы управляющие советы, которые включаются в решение актуальных проблем, утверждают программы развития, оказывают содействие в укреплении материальной базы школы». Инициатива создания управляющих советов имеет прямое отношение к программе «Наша новая школа» — школа для всех с современной инфраструктурой, учителями-новаторами и тесным взаимодействием с родителями и местным сообществом, — о реализации которой заявил президент Дмитрий Медведев.
Согласно данным опросов, проведенных в российских школах, лишь 20% родителей постоянно находятся в курсе событий, происходящих в учебных заведениях, где их дети проводят большую часть своего времени, около 50% знают только о самых важных моментах. Что делать, чтобы участие родителей было более активным? 46% опрошенных считают, что нужно проводить собрания с участием директора и завучей, 49% — создать школьный сайт или журнал, 41% — раз в год давать публичный отчет с полной информацией.
В учебных заведениях уже существует несколько видов советов — педагогический, родительский, совет старшеклассников, однако, как оказалось, необходима еще одна структура — управляющий совет. О том, как он уже работает, рассказала директор школы №2 Татьяна Клименко: «Необходима не только вертикаль власти, но и горизонталь. Два года назад мы приступили к созданию в школе общественного управляющего совета, в него вошли по три представителя от родителей, школьников, педагогов и кооптированные члены (к примеру, известные люди). Педсовет не может теперь исключить ребенка из школы — только через решение управляющего совета. Он также уполномочен устанавливать режим, время начала и конца занятий, 5-ти или 6-дневной будет учебная неделя, вводить ли единую школьную форму».
Против создания новой структуры выступил член Общественного совета Владимир Ющук. В частности, он назвал появление еще одного образования новой бюрократической структурой: «На мой взгляд, в школе должны работать два совета — педагогический и управляющий, а уже внутри него секции старшеклассников, родителей… И вообще, мне кажется, нам стоит опуститься на землю, ведь это не главная проблема в школах». Дальше разговор пошел по пути вещей конкретных и вполне себе практических. Председателя БООО союза дизайнеров России Юрия Сорокина больше, чем участие общественности, волновало, есть ли зарезервированные участки под строительство новых школ и как будет проводиться реконструкция старых зданий — ведь все это предусмотрено в президентском проекте и должно воплощаться в жизнь уже с 2011 года.
Замглавы городской администрации по социальным вопросам Олег Малинин парировал: «Наши школы имеют вместимость на 64 тысячи мест, а учатся в них 38 тысяч детей… Лицеи переполнены, а некоторые школы заполнены меньше чем на 50%. Однако у нас зарезервировано более десяти земельных участков, разрабатывается проектная документация на строительство новых корпусов и пристроек там, где в этом есть надобность, например, к лицею №27».
«Связать школу с жизнью можно только при помощи общественности. Когда-нибудь у нас должно получиться» — этот тезис, изображенный на слайдах презентации проекта, резюмировал встречу.