Podobedov_Существует ли у партии власти система внутренней самокритики, будет ли депутат, прошедший по списку и не выполняющий решения фракции лишен мандата и что хорошего из молодежной политики конца 70-х годов прошлого века стоит перенести в настоящее? На эти и другие вопросы корреспонденту «Нашего Брянска» ответил один из самых опытных политиков региона, экс-секретарь Брянского обкома комсомольской организации, а ныне вице-спикер Брянской областной Думы, председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению, лидер фракции «Единая Россия» в региональном парламенте Михаил Подобедов.

— Вы приходите на работу в половину восьмого — это раннее утро, когда многие только просыпаются. Привычка или необходимость?

— Это привычка, выработанная годами.

— 11 октября в Брянской области прошли выборы представительных органов муниципальных образований. Как Вы оцениваете результат «Единой России»?

— Я считаю, что наша партия достойно выдержала этот экзамен. На муниципальном уровне — на том уровне власти, который ближе всего к народу, — «Единая Россия» набрала около 70 % представительства. Это говорит о том, что партии доверяют, доверяют людям, которых знают.

— В этом думском созыве фракция «Единой России» заметно усилилась, количества голосов единороссов хватает для единогласного принятия решений. Существует ли во фракции режим внутренней критики, самоцензуры?

— Самокритика не только существует, ее слишком много. Мне, к примеру, тяжелее всего работать именно во фракции. На ее заседаниях происходят самые жаркие споры. Соединение мнений, выработка общего вектора — сложная задача. Споры возникают чаще всего по кадровым вопросам, вопросам бюджета, собственности. И даже если я как руководитель фракции не согласен с мнением большинства, на заседании Думы я должен проголосовать консолидировано именно с большинством. Это общемировая практика. В то же время, мы прислушиваемся к любому мнению. К примеру, всегда учитываем позицию исполнительной власти при выработке решений.

— «Единая Россия» была инициатором принятия изменений в закон о статусе депутата, по которым депутат-списочник может лишиться своего статуса за невыполнение решений фракции. В федеральном законодательстве такой нормы нет, насколько актуальна она для регионального парламента?

— Если человек избран по одномандатному округу, он напрямую облечен доверием избирателей. Если же он избран по списку, он ответственен перед партией. Мы убеждены, что должна быть выработана действенная система ответственности депутатов за свою деятельность, исполнение дисциплины. Мы предложили свой механизм, нас поддержали и другие фракции. Да, прокуратура его опротестовала. Сейчас мы работаем над совершенствованием этого нормативного акта. В споре, как известно, рождается истина. Думаю, что вариант решения будет найден.

— Какого рода вопросы чаще всего приходится рассматривать возглавляемому Вами комитету по законодательству и местному самоуправлению?

— Исходя из названия комитета, он занимается вопросами подготовки законодательных актов Брянской области и вопросами местного самоуправления. Но один комитет не может заниматься вопросами законодательного регулирования во всех сферах жизни региона. Поэтому многие законопроекты готовятся и рассматриваются в профильных комитетах облдумы. Наш комитет занимается предварительным рассмотрением законопроектов, связанных с государственным и административно-территориальным устройством Брянской области, статусом депутатов областной Думы, организацией местных органов самоуправления, установлением порядка проведения выборов, референдумов, межрегиональными и международными связями Брянской области, символами, госнаградами и почетными знаками региона, укреплением правопорядка, общественной безопасности и административной ответственности и другими подобными вопросами.

— Какие из последних рассмотренных вопросов, на Ваш взгляд, наиболее важные?

— В марте-сентябре текущего года комитет провел восемь заседаний, на которых было рассмотрено 102 вопроса. Среди рассмотренных в сентябре — законопроект о внесении изменений в Устав Брянской области, снижающий возраст, с которого можно выдвигаться кандидатам в депутаты с 21 года до 18 лет. Важным является сентябрьское решение комитета, поддержанное всей Думой об обращении в Госдуму ФС РФ с законодательной инициативой по внесению изменений в КоАП РФ, которая направлена на установление административной ответственности за оставление водителем — участником ДТП, не достигшим возраста 19 лет и не имеющим права управления транспортным средством, места такого происшествия. Продолжается законодательное регулирование разграничения муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными по ФЗ-131 муниципальными образованиями поселений. В сентябре-октябре комитет выносит на Думу законопроект по Трубчевскому муниципальному району.

— Вы лично являетесь активным сторонником принятых изменений о снижении возрастного ценза депутатов до 18 лет. Чем это объясняется?

— Мы доверяем совершеннолетним защищать Родину, мы должны дать им возможность защищать и интересы избирателей. Принятый закон отнюдь не означает, что завтра в Думу придет работать целый корпус восемнадцатилетних, но поддержать инициативу молодых мы обязаны. Если бы я проголосовал против этого законопроекта, как некоторые мои коллеги по Думе, я считал бы себя ретроградом.

— Едва ли не чаще всех Вам приходится сталкиваться с нормами 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Практика показывает, что он несовершенен. Что, на ваш взгляд, стоит в законе доработать?

— По характеру и содержанию правовых норм ФЗ-131 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно оценить только положительно. Он значительно полнее и лучше регулирует вопросы местного самоуправления, чем такой же закон 1995 года. Однако совершенных законов не бывает, так как они призваны регулировать жизненные процессы, а жизнь не стоит на месте. Важно поспевать за изменениями и адекватно реагировать на них поправками законодательства. В нашей области мы перешли к реализации 131-го закона в полном объеме с 2006 года. Это сразу же дало возможность муниципалитетам проявить самостоятельность, творческий и ответственный подход к решению местных проблем. Конечно, отдельные положения закона требуют совершенствования. По мнению многих, это, прежде всего, касается норм, составляющих финансово-экономическое содержание этого закона. Много вопросов у органов самоуправления на местах возникает по постоянному изменению перечня и содержания вопросов местного значения. Эти положения, на наш взгляд, требуют уточнения и совершенствования.

— В 1977-1980 годах Вы возглавляли областную комсомольскую организацию, организовывали работу с молодежью в масштабе региона. Что хорошего в сфере молодежной политики тех времен Вы бы перенесли в настоящее, если бы у Вас была машина времени?

— Вопросам организации и воспитания молодежи государство должно уделять больше внимания. И здесь дело не в названии организации, а в том, чтобы это была серьезная структура. То есть чтобы молодежи было куда прийти и проявить себя. Комсомольская организация учила, как принимать решения коллективно, жить в коллективе. Это была школа воспитания гражданской позиции. И сегодня идейная основа для развития молодежного движения у нас есть — это наша история. Нужно создавать материальную основу и давать движению больше самостоятельности. Комсомол имел серьезные финансовые возможности. Мог организовать и проводить всевозможные конкурсы, соревнования. К примеру, в свое время, когда я был секретарем районной молодежной организации, мы собирали деньги на субботниках и строили на эти средства корты, а на уровне области — платили заработную плату более чем тремстам работникам.

— И еще один вопрос из серии исторической аналогии. В народе говорят, что партия «Единая Россия» с течением времени становится похожей на КПСС. Как один из самых опытных политических деятелей региона согласны ли Вы с такими суждениями?

— Партии все похожи между собой, будь то в Англии или в Америке. Особенно это касается партий власти. У всех них есть существенные плюсы и минусы. Вспомните, для чего дед Щукарь у Шолохова вступал в партию? И сегодня в нашем региональном отделении есть свои «щукари», которые с помощью партии пытаются получить личную выгоду. Мы же опираемся на другую категорию людей: на инициативных, убежденных, пришедших в партию для того, чтобы реализовать себя. Это здоровые силы партии, энергия которых направлена на созидание, улучшение жизни земляков.

Обладание властью — это испытание и для людей, и для партии. Для этого партия власти и должна иметь систему внутренней дисциплины. А наш народ вольно или невольно все партии будут сравнивать с КПСС. Но время разительно поменялось. Компартия существовала почти как государственная структура, а монополия одной партии была записана в Конституции СССР. Сейчас все партии в областной Думе имеют равные права на то, чтобы их мнение было услышано. Я убежден, что жить надо в сегодняшнем времени, смотреть вперед и, повторюсь, использовать лучший опыт прошлых лет.