dimitrov-stankeС Болгарией Брянск связывает не только побратимство в советские времена с городом Станке-Димитров, а в российские — с тем же городом, но под названием Дупница. Точнее — не столько это побратимство. Оно — всего лишь следствие трагедии, произошедшей 65 лет назад, когда в Брянске погибло первое правительство Отечественного фронта постфашистской Болгарии.

К топонимам «проспект Станке Димитрова» и «памятник Болгарским патриотам» брянцы привыкли и воспринимают их, как должное. Появились уже «вариации на тему»: проспект частенько пишут через дефис («Станке-Димитрова»), а район вокруг памятника называют попросту «на болгарах». На самом деле человека, именем которого назван проспект, звали Стефан Димитров Тодоров. А в Брянске — живым — он никогда не был. И сомнительно, что вообще подозревал о существовании такого города.

dimitrov-doska

Станке Димитров или Марек (болгарская аббревиатура: Марксист, Антифашист, Революционер, Емигрант, Коммунист — слова в болгарской транскрипции.

Стефан Димитров Тодоров, больше известный, как Станке Димитров, или по партийному псевдониму — Марек (это целая болгарская аббревиатура: «Марксист, Антифашист, Революционер, Емигрант, Коммунист — слова даны в болгарской транскрипции) родился 5 февраля 1889 года в болгарском городе Дупница — ныне побратиме Брянска. Этот город успел поносить имя своего прославленного земляка: в 1949-1950 году он назывался Марек, а в 1950-1990 — Станке Димитров. Биография товарища Димитрова (не путать с Георгием Димитровым — тоже болгарином, тоже революционером-коммунистом, чье имя также носит одна из улиц Брянска) была, как положено, бурной. В одно из первых коммунистических обществ, из которых выросла Болгарская компартия, он вступил еще в 15 лет — в 1904 году. Сын сапожника, он окончил юридический факультет Софийского университета и работал адвокатом в

родной Дупнице. Параллельно с адвокатской деятельностью участвовал в подготовке сразу двух вооруженных восстаний — в 1918 и 1923 годах, трудился по партийной линии на посту секретаря окружкома и даже был депутатом Народного собрания от БКП. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам, приговаривался к тюремному заключению и смертной казни. В 1925 году эмигрировал в СССР, где вступил в ВКП (б). Преподавал в Коммунистическом университете, Международной ленинской школе. С 1932 года работал в Болгарском секторе Коминтерна. В 1935-37 годах находился в Болгарии, на нелегальном положении. В годы Второй мировой войны был, как пишут энциклопедии, «одним из организаторов вооружённой борьбы болгарского народа против монархо-фашизма».

dimitrov-table

Появились уже «вариации на тему»: проспект частенько пишут через дефис («Станке-Димитрова»), а район вокруг памятника называют «на болгарах».

Мало кто помнит, но Болгария в годы Второй мировой была союзницей гитлеровской Германии и формально находилась в состоянии войны с СССР (хотя отказаться от посылки воинских контингентов под Сталинград, в отличие от Италии, Румынии и Венгрии, у царя всех болгар Бориса Саксен-Кобургготского ума хватило). После блестящей Ясско-Кишиневской операции Красная Армия в августе 1944 года, разгромив германские войска в Румынии и освободив саму Румынию, вышла на границу Болгарии.

Далее начинается не столько война, сколько политика — вторжение в любую страну подразумевает её оккупацию и назначение подконтрольного правительства. Создано было такое правительство в августе 1944 года и для Болгарии. В самой балканской стране, конечно, были собственные революционеры, объединенные в Отечественный фронт, но времени на то, чтобы дожидаться, пока они договорятся о новом национальном лидере у советских генералов не было. Так и было сформировано в Москве первое правительство постцарской Болгарии во главе с сотрудником редакции радиостанции народно-освободительного движения в Болгарии «Христо Ботев» и радиопередатчика «Народен глас» Стефаном (Станке) Димитровым. В полном соответствии с принципом пролетарского интернационализма его заместителем стал представитель второй «титульной» национальности Болгарии — турок Анастас Алтыпармарков.

26 августа 1944 года на самолете Ли-2 коммунисты во главе со Станке Димитровым вылетели из Москвы, чтобы вместе с советскими войсками (а если получится — то и без них, поскольку компартия Болгарии планировала на начало сентября антимонархическое восстание) войти в родную страну. Их путь оборвался между небольшими городами Центральной России — Брянском и Бежицей, на стыке двух поселков — Городища и Бежичей. «Смъртта им е обект на спекулации за инсценировка по поръчка на Георги Димитров или Йосиф Сталин, но няма потвърждаващи ги или отхвърлящи ги доказателства» — пишет болгарская Википедия (понятно и без перевода).

Станке Димитров посмертно награждён в 1945 году Президиумом Верховного Совета СССР орденом Ленина. Руководителем первого правительства Отечественного фронта после освобождения Болгарии советскими войсками стал Кимон Георгиев, который в ноябре 1946 года передал власть главному болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. А свергнутый коммунистами царь всех болгар Симеон II Саксен-Кобург-Готский отправился в эмиграцию, откуда — нарочно не придумаешь! — вернулся в страну после падения режима коммунистов и в 2001-2004 годах трудился на благо своего народа на посту премьер-министра Болгарии.