hrustal-noch.jpg Хрусталь в волшебном сиянии ночи… Хрусталь и живые цветы… Тайна музея в замочной скважине… Путешествие в святая святых музея — фондохранилище… Космос в хрустале… — «И мы плывем на волнах восхищенья», как прозвучало в стихотворении дятьковского поэта Татьяны Артамоновой, написанном специально для «Хрустальной ночи», прошедшей в Дятьково, в музее хрусталя — единственном из брянских музеев, который вот уже в третий раз присоединился к международной акции «Ночь музеев» с субботы на воскресенье, с 16 на 17 мая.

Музейная ночь

Это международное культурное событие проводится по инициативе Министерства культуры и коммуникации Франции под патронажем Совета Европы начиная с 2001 года. Идея открыть музеи Парижа на всю ночь была с восторгом принята публикой. И со следующего года «зараза» ночных музейных гуляний распространилась по всей Европе, пишет «Свободная пресса». В России моду первым подхватил самый продвинутый музей самого европейского города РФ — Государственный Эрмитаж в Петербурге. На трехсотлетие Северной столицы Эрмитаж принимал гостей ночь напролет, однако с тех пор зарекся повторять этот опыт и в ночной акции не участвует. Вместо обычных семи тысяч посетителей через музейные залы прокатилась за ночь 22-тысячная толпа, причем очередь жаждущих приобщиться к прекрасному дважды огибала Дворцовую площадь.

Москва (наряду с Дятьковским хрустальным) присоединилась к новому музейному мейнстриму только в 2007 году, но без питерского фанатизма — лишь несколько столичных музеев продлили часы работы до девяти вечера. С тех пор масштаб мероприятия вырос и вполне соответствует общему столичному размаху — в нынешнюю ночь музеев допоздна работали около 140 площадок, причем после 19.00 вход везде был бесплатный. В 2008 году за одну ночь в столице России музеи посетили 400 тысяч человек, а в этот раз число посетителей превысило полмиллиона. Для москвичей и гостей столицы были открыты музей-заповедник «Царицыно», Пушкинский музей, музей космонавтики, Тимирязевский и Дарвиновский музеи, новый музей Гоголя, Политехнический музей и многие другие. Как отмечает РИА «Новости», проект «Ночь музеев» за несколько лет проведения в Москве стал невероятно популярным: в прошлом году любители искусства выстраивались в километровые очереди и устраивали пробки на подходах к зданиям, а Третьяковскую галерею, как отмечали ее сотрудники, и вовсе «брали штурмом». Перед проведением «Ночи в музее-2009» звучали опасения, что из-за финала конкурса «Евровидение» акция не привлечет достаточного количества посетителей. Тем не менее длинные очереди собрались у музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея Маяковского на Лубянке, Третьяковской галереи и у других выставочных площадок.

В Петербурге этой ночью не разводили мосты, на улицах стояли пробки и было огромное количество людей — столь небывалый интерес вызвала акция «Ночь музеев» у горожан, об этом сообщают различные информагентства. Несколько тысяч человек отправились посмотреть выставки, театральные постановки и мастер-классы, которые подготовили 46 музеев Петербурга. Попасть во все из них посетителям не удалось — слишком большие очереди собирались на входе. Музей разночинцев — это Петербург XIX века, чтобы попасть в него, надо пройти через временной портал и получить текст песни «Цыганочка» и деньги, на которые можно погадать, купить цветочки и бублики. Курсистки, булочница, городовой — артисты непрофессиональные, но атмосферу старого Петербурга они передали как нельзя точно.

Железнодорожный музей — это спальный вагон 50-х годов. Здесь все, как в прежние времена. Свет включается с неким усилием. Это старая система кондиционирования воздуха. В купе — удобные плюшевые кресла. Изредка этот вагон ходил по одному маршруту — «Москва — Ленинград». Иногда — «Москва — Адлер». Зоопарк тоже сделал необычный подарок посетителям. В эту ночь предупреждение «Не кормить диких животных» не действовало. Даже наоборот — продавалось мороженое для белых медведей (ингредиенты: морковь, яблоко, капуста и рыба). У стен артиллерийского музея шли бои, каждый час воссоздавалась новая реконструкция. «Вселенную Воды» увидели более трех с половиной тысяч человек, последние посетители покинули музей уже около половины седьмого утра. В течение ночи работали все три экспозиции комплекса: «Вселенная Воды» в помещении бывшего резервуара чистой воды, «Мир воды Санкт-Петербурга» и «Подземный Петербург» в водонапорной башне. Можно было выбрать любую из разработанных сотрудниками музея специально к этой акции интерактивных программ или посетить классические экскурсии.

Не обошлось в Питере и без происшествий — в музейную ночь в милицию поступило сообщение о том, что Смольный собор заминирован. По сообщению АБН со ссылкой на городское МЧС, проверка в здании продолжалась до четырех часов утра. Никаких подозрительных предметов в храме не нашли. Однако посетителям и персоналу музея пришлось подвергнуться эвакуации.

В белорусской столице Минске арт-акция «Ночь музеев» вызвала настоящий ажиотаж, в этот раз она прошла поистине с советским размахом, сообщает TUT.by. В Национальном музее истории и культуры Беларуси решили устроить своеобразную ретро-вечеринку «Мы из 60-х». При входе в выставочный зал салютовали пионеры, посетителям выдавались красные очки — именно картина «Красные очки» была лейтмотивом выставки. Проходил показ мод 60-70-х годов с участием белорусских дизайнеров и модельного агентства Сергея Нагорного, работала танцплощадка, различные ВИА исполняли ретро-композиции. Гвоздем сезона стала экспозиция белорусского художника Андрея Смоляка. Особое внимание посетителей привлекла серия картин «Затылки» — у картин не было названий, лишь нумерация: №1, №2, №3, №4. Но все без труда опознали затылки советских вождей: Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева и Горбачева — задумка произвела фурор. А вот в Национальный художественный музей Беларуси бесплатно можно было попасть только в одежде красного или золотого цвета — цветов таинственного Востока: здесь проходила «Восточная ночь».

В самом же Париже галереи и выставочные центры можно было посетить бесплатно с 18.00 до 24.00. В акции приняли участие Парижский музей современного искусства, Дом Бальзака, Музей Бурделя, Музей Карнавале, Чернуски — один из самых старых музеев Парижа, основанный в 1898 году финансистом Анри Чернуски и являющийся вторым после Гиме музеем восточных искусств Франции, Малый дворец, Музей изящных искусств, Музей романтической жизни, Музей Цадкина — французского скульптора, выходца из России. Гостей ожидали музыканты и перформансы, которые позволили по-новому взглянуть на музейные экспозиции, пишет Travel.Ru.

Хрустальная ночь в новом статусе

hn-open.jpg Акция «Ночь музеев-2009» прошла одновременно в 42-х странах Европы. Жители Брянщины смогли окунуться в «Хрустальную ночь», которую приготовил для них Дятьковский музей хрусталя. Некоторая отдаленность от областного центра позволила причастным к акции избежать многокилометровых очередей — десятки посетителей могли беспрепятственно попасть в музей и осмотреть все экспозиции. Открыла «Хрустальную ночь» директор музея Татьяна Городничая. Начав свою речь неизменным «В связи с мировым экономическим кризисом…» (толпа сделала вдох), она продолжила: «… вход в музей этой ночью будет бесплатным» (толпа облегченно выдохнула и улыбнулась). Среди собравшихся были и почетные гости, в том числе замглавы района Людмила Костина, сообщившая о том, что с этого года музей открыл новую страницу своей истории — он стал юрлицом, и его полное название теперь звучит так: Государственное автономное учреждение культуры «Дятьковский музей хрусталя».

Танцевальный коллектив «Грация» в костюмах забавных животных порадовал своим выступлением маленьких посетителей, которых оказалось немало. Связки воздушных шаров опускались в руки детей и их родителей, создавая действительно праздничную атмосферу.

Музы и Тайна музея

Сюрпризы встречали с порога. Каждому входящему были розданы «голосовательные жетоны» — фасолинки. В прошлом году здесь выбирали лучший хрустальный сувенир для сочинской олимпиады 2014 года, на этот раз организаторы устроили конкурс цветочных композиций, расположившейся в одном из залов на первом этаже.

Холл музея был отдан живописи — в его левой части можно было заказать шарж на самого себя. «Ну, кто будет жертвой?» — несколько зловеще звучало из уст художника. «Жертвы», конечно, нашлись, но желающих понаблюдать за процессом набралось куда больше. Автор охотно общался с обступившими его ребятами.

hn-tayni.jpg Справа царило творчество юных — все, кто умел держать в руках фломастеры и карандаши, приняли участие в конкурсе детского рисунка «Любимый музей». На обратном пути ребята оставили свои впечатления о хрустальной ночи на альбомных листах, которые заполнили стенд высотой почти до самого потолка.

Тех же, кто не застрял на «территории живописи» и прошел в зал, встречало необычное дефиле — учащиеся Старской школы искусств демонстрировали бальные платья и костюмы, выполненные собственными руками из… обычной бумаги. Сонм юных фей в невесомых одеяниях неслышно ступал по залам музея, словно по залам сказочного дворца. Маленькие принцы и принцессы, очаровывая посетителей, волшебной цепочкой появлялись то тут, то там, и постоянно исчезая за поворотом очередного зала, создавая ощущение нереальности своей неуловимостью и призрачностью.

Прямо по курсу собрались любители поэзии и музыки — через час после открытия «Хрустальной ночи» стартовал поэтический марафон. Дятьковские поэты исполнили собственные сочинения, звучали и премьеры — написанные специально для этого вечера и посвященные музею хрусталя. А Виктор Михалев представил свою новую книгу «Хрустальное чудо» — сборник стихов, посвященных работникам Дятьковского хрустального завода, и прочел стихотворение «В музее хрусталя» — дань директору музея Татьяне Городничей. В марафоне принимали участие и совсем юные таланты Дятьково — Ксения Самсонова и Ирина Прокошина (школа №2). Стихи перемежались с романсами, певцов снова сменяли чтецы, и в целом поэтический марафон затянулся до глубокой ночи. Учитывая тот факт, что посадочных мест было немного, верны ему остались самые стойкие.

А в глубине зала виднелась заветная дверца, за которой скрывалась Тайна музея. Право заглянуть в замочную скважину давал оплаченный в кассе билетик стоимостью двадцать рублей. Раскроем тайну: за дверцей в кромешной тьме, на черном бархате, сияла хрустальная композиция «Зимний букет», работа заслуженного художника РФ Евгении Ивановны Вольновой.

Хрусталь и цветы

hn-zv.jpg Большинство посетителей, руководствуясь принципом «сделал дело — гуляй смело», устремились голосовать за лучшую цветочную композицию. Выставка «Цветущий хрусталь» собрала десятки композиций, соединивших хрусталь и живые цветы. Рядом с каждой лежал хрустальный лепесток, в который и следовало опустить «голосовательный жетон», полученный на входе.

«Аленький цветочек», «Кармен», «Память», «Фуэте», черный тюльпан «Одиночества» и единство дуэта красных тюльпанов в композиции «двое», плетение нарциссов в «Гордыне», «Изумрудные грезы. Мечты сбываются» с большим зеленым изумрудом в центре сюжетной композиции, «Пасхальный букет», «Любовь и голуби», «Молчание», «Лунный свет», панно «Цветы России» — каждая работа несла особый смысл и, кроме того, просто была очаровательна.

Акция на создание цветочных композиций была объявлена музеем за несколько дней до «Хрустальной ночи». Идея понравилась многим, свои букеты принесли учащиеся и преподаватели, сотрудники музея и хрустального завода, обычные горожане. Работу с музыкально-философским названием «Минор» представил дятьковский путешественник и геолог, «Аленький цветочек» в воде в хрустальном бокале сотворил мастер хрустального завода. Всего на конкурс было выставлено 37 композиций. Но победу одержала работа преподавателя Зои Николаевны Новик, одна из двенадцати, представленных ею здесь — «Весеннее полнолуние», композиция с горящей свечой. Она получила 85 голосов.

Космический хрусталь

hn-kosmos.jpg Отдельная экспозиция был посвящена теме космоса. Здесь были представлены работы мастеров разных лет. Центральное место занимал огромный хрустальный ключ (автор Шевченко В.А., 1965 год) — копия подарка Юрия Гагарину, оригинал хранится в Музее космонавтики Звездного городка. Рядом расположился другой памятный экспонат — подарок областной администрации к юбилею космодрома «Байконур» — композиция «Ракета» Шувалова С.Е. Впечатлили большие диски декоративного ансамбля «Лунный свет» и «Антимиры» Погребного В.К. (1981 год), работа Евгении Вольновой «Млечный путь» — хрусталь с неодимовым нацветом (2005 год). Большинство экспонатов выполнены в гутной технике. На стенде напротив были размещены фотоматериалы космических героев с автографами и надписями.

Хрустальные миры

Однако все волшебство и богатство хрусталя можно было увидеть, поднявшись на второй этаж. Масштабные авторские композиции ведущих мастеров (Мачнева И.А., Котова В.И., Стольниковой В.В., Чумаковой З.Ф., Колодина И. и других), витрины с оригинальными изделиями рядовых работников хрустального завода (Гаврилова В., Горюшиной А.) — все сияло многоцветием иллюминаций в естественном ночном освещении, открывая новые грани восприятия и постижения философии хрусталя.

Самую строгую и неусыпную вахту «возле Ивана Васильевича Мачнева» несла женщина-смотритель, представившаяся «вольнонаемным внештатным сотрудником на правах друга директора музея», искусствовед Ирина Тараканова. «У него была невероятная фантазия, — рассказала она о Мачневе. — Он работал нетрадиционно, видел в материале все те возможности, которое может дать стекло, сначала как жидкая субстанция, а затем — как твердая. Например, просто насыпал песка в холщовый мешочек, завязал узлом, увидел, как он принимает любые формы, и подумал: а почему бы не сделать то же самое с хрусталем? И получилась вот эта композиция — то, чего не существовало раньше: алмазный восьмиугольник. Или медный рубин и кобальт, превращенные в гигантскую погремушку Гаргантюа и Пантагрюэля… Глядя на его работы, можно подумать, что это фарфор, керамика, медь — что угодно, но не стекло.

hn-hrustal.jpg А вот Иван Колодин, посмотрите, какая медово-кобальтово-медная гамма в его «Космосе»! Основной момент здесь — цвет, то, как он может трансформироваться в стекле. В «Медовухе» мы видим хром и медный рубин. Медь выступает как краситель, она может дать зеленый, голубой, желтый цвет — в зависимости от процента добавки в шихту. Колодин — мастер цвета, это его конек. Представьте, чтобы дать, например, такой яркий всполох красного, нужно добавить одну десятую процента чистого золота…

… А вот этот сервиз Мирона Грабаря и Виктора Шевченко был встречен критиками в штыки. Его просто не приняли! Что это за лабораторная посуда? — говорили. На что Мирон совершенно мудро ответил: «А вы положите на это блюдо фрукты, налейте в эти бокалы разное по цвету вино, и увидите, насколько это красиво. Эта посуда не затмевает предмет, дает самое яркое и полное представление о том, что в ней содержится, она не будет подчеркивать саму себя. Декоративность здесь проявляется через функциональность…».

С такими проводниками мир хрусталя невольно захватывает. Открывая его для себя, становишься причастным к его тайнам. «Хрустальная ночь» пролетела незаметно, хотя для того, чтобы охватить все запланированное, нужно было явиться в музей как минимум в трех экземплярах. И может быть даже в письменном виде.

Фото Светланы Степониной и Ирины Иванеженковой.