volkodav.jpg Встреча с героем этого репортажа состоялась в музее «Брянского леса» буквально за неделю до пожара. В это время в музее экспонировалась выставка «Возвращение тамбовского волка». Вот истребитель волков и решил посмотреть на экспозицию… Вечер. В музее сумрачно и тихо. Из зала с чучелами медведя, лося, кабана и волка иногда раздаются жуткие звериные рыки. К помещению приближаюсь с откровенным страхом. С детства не была здесь.

Елена Смирнова

Но из примыкающей к залу комнатки выглядывает женщина «Не бойтесь, это мы аудиозапись голосов животных включили. Тут посетитель утверждает, что он воет точь-в-точь как настоящий волк. Вот мы и решили сравнить». Внезапно из противоположного зала раздается настоящий вой. Сначала грубый и протяжный, потом более тонкий и жалобный. Спешу посмотреть на источник звука. Захожу и наблюдаю такую картину. В центре экспозиции из множества фигурок и картинок с изображением волка стоит пожилой мужчина и воет. Да, воет по-волчьи! Задрав голову к потолку.

volkovav-1.jpg

«Это брянский Волкодав», — объясняет Татьяна Ведехина. — Уникальный человек!

«Это ваш брянский Волкодав», — объясняет автор волчьей экспозиции Татьяна Ведехина. — Уникальный человек! Аркадий Степанович, продемонстрируйте журналисту свое мастерство». «Это можно. Только я сейчас немного распоюсь». Аркадий Степанович сначала громко откашливается, потом хрипит, словно настраиваясь на нужную волну. «Готовы? Я знаю три вида воя. Сейчас продемонстрирую голос взрослого волка, матерого», — человек-волк задирает голову к потолку, зажимает нос и начинает выдавать протяжное «у-у-у-у-у-о-о-о-о-о», грубое и сиплое. Потом звук становится на несколько тонов выше и тревожнее. «Так волчица воет, — объясняет Аркадий Степанович. А вот так ей откликаются детеныши. По залу разносится отрывистое «ува-ува-ува-ува-ува-ува».

Вою, как оказалось, Аркадий Степанович научился еще в детстве. Тогда же, когда начал охотиться на волков. «Я был еще подростком, — вспоминает он, — когда отец впервые взял меня на работу. Он был истребителем волков. Руководил бригадой по уничтожению диких зверей. После войны в наших лесах развелись сотни волчьих стай. Звери выходили в деревни, убивали скот. Вот власти и отдали приказ уничтожать волков. Бригада моего отца состояла из десяти человек. В основном из опытных охотников. Я был самый молодой в отряде».

volkovav-2.jpg

О том, где шалят волки, отцу Аркадия Степановича сообщали председатели колхозов. На обкомовской машине и с продпайком охотники сразу отправлялись на место

О том, где шалят волки, отцу Аркадия Степановича сообщали председатели колхозов. На обкомовской машине и с продпайком охотники сразу отправлялись на место — чаще в жирятинские или карачевские леса. Сначала проводили разведку территории, определяли по следам, где у зверя лежка — охотится он ночью, а днем отдыхает. И «молодого волкодава», как самого младшего, отправляли на разведку. Если зимой — ехал на лыжах и следом отмечал территорию, внутри которой находятся волки. Дальше охотники выстраивалась дугой и готовились встречать зверя. «Я всегда был в загоне, — увлекается воспоминаниями Аркадий Степанович, — получалось у меня это. Чувствовал, куда зверь побежит. После сигнального выстрела начинаем гнать. Бывает, два-три волка выскочит, а бывает — целое семейство, штук десять. Как мимо меня бегут, я стреляю. Никогда не промахивался. В год бригады охотников уничтожали по 600-700 волков. Это сейчас их в лесах мало, а раньше только и плодились».

— А приходилось с волком лицом к лицу сталкиваться?

— Волк, между прочим, трусливое животное! Сколько я ходил в лес, за все 50 лет, чтоб волк напал на меня — ни разу! Волк — хитрый зверь, умный и сильный. Он никогда не пойдет в ближайшую деревню задирать скот. На своей территории он никого не тронет. А вот уйдет подальше, там и можно разбойничать. Нападать на человека волк тоже просто так не станет. Если человек сам его не трогает, то и волк не тронет, а убежит.

volkovav-3.jpg

Опытный охотник поведал, что опасны гибриды собаки и волка. Внешне они мельче настоящего зверя, и окрас у них рыжеватый

Опытный охотник поведал, что опасны гибриды собаки и волка. Внешне они мельче настоящего зверя, и окрас у них рыжеватый. Вот о нападениях таких волков-собак на человека действительно рассказывают. «Лет двадцать назад это было, в Карачевском районе, — говорит мой собеседник. — Одна женщина припозднилась с работы и возвращалась домой через лес. И напал на нее такой волчий гибрид. Остались от женщины только валенки и одежка. А лет пять назад я сам повстречал волка-собаку. Собирал землянику и вдруг смотрю — справа бежит. Настоящий волк никогда не выскочит там, где человек. А это точно был гибрид. Поджарый такой. Ну, он меня не тронул, видно, сытый уже был, промышлял где-то в лесу».

Со времен охотничьей юности Аркадия Степановича утекло много воды, и сейчас он на охоту не ходит. Теперь, по его собственным словам, занимается собирательством — по ягоды да по грибы. Но, услышав про волчью выставку, решил зайти ее посмотреть. Аркадий Степанович рассматривает забавные картинки и фигурки волков и смеется, немного недоумевая: «Я их уничтожал, а она их в музей поместила». Это Аркадий Степанович про организатора выставки, тамбовчанку Татьяну Ведехину, создательницу символического мини-музея волка. Охотник пришел на выставку с подарком. Принес картину с изображением сцены нападения хищников на кабана и иллюстрацию к знаменитой сказке о Сером волке. В тот день коллекция музея Волка выросла благодаря подарку брянского Волкодава…

Но уже через неделю после моей встречи с Волкодавом сгорел музей «Брянского леса». В огне погибли чучела животных, уникальные диорамы. Каким-то чудом экспозиции волка удалось, хотя бы частично, спастись. Сейчас она в краеведческом музее. Пойдет туда Аркадий Степанович или нет — посмотреть на то, что уцелело, — он еще не знает. Вдруг после посещения экспозиции истребителем волков с многолетним стажем снова что-нибудь случится?

Телефото БТК «60-й канал».