Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки территорий города Брянска состоялись в городском лицее №1 во вторник, 27 мая. Общественность решала, как должен выглядеть Брянск в плане разделения его на определенные зоны: жилые или промышленные, природоохранные или общественно-деловые. Участие в обсуждении этих животрепещущих вопросов мог принять каждый горожанин. Среди широкого круга мнений граждански активных жителей Брянска и собирались «искать истину». «Наш Брянск» попытался разобраться в этом, понаблюдав за процессом со стороны.

Из всего круга вопросов, обсуждавшихся на слушаниях, более других информационное агентство интересовал вопрос о судьбе территории старого «Арсенала», где по задумке инвесторов и проектировщиков должен был вырасти красавец-микрорайон. «Наш Брянск» не раз рассказывал о грандиозном проекте, и в продолжение темы корреспондент издания посетил публичные слушания. Сомнения закрались, когда на голосование вопрос по изменению статуса зоны, планирующейся под застройку старого Арсенала, был поставлен в группе вопросов, которые «принять можно, но нежелательно». Еще большие сомнения стали терзать, когда 90 процентов сидевших в зале отрицательно проголосовали по вопросу, касающегося перевода территории бывшего завода, которая давно уже продана и не используется в промышленных целях, в статус жилой зоны, т.е. решили оставить как есть — промплощадкой.

Как оказалось, представивший для голосования предложение инвестор разработал «не проект новой территории, а всего лишь эскиз». «Нам надо понять, где пройдет дорога, на нынешней улицы Калинина, понять, где пройдут «красные линии» параллельной ей дороги-дублера, — ответствовал главный архитектор Брянска Александр Музальков, — да и вообще мы сомневаемся, что без проекта компания-инвестор сможет там реализовать то, что задекларировала». Однако такая позиция оказалась не совсем понятна, ведь на тех же слушаниях изменялся статус многих территорий, где проект еще отсутствует. «Что можно проектировать, пока непонятен статус территорий?!», — восклицали присутствовавшие в зале представители компании «Брянскстройинвест».

Но аргументированного ответа на возражения представителя компании услышать так и не удалось. Не давая говорить, председатель комиссии и вовсе заявила: «Мы не обязаны никому ничего объяснять». Кстати, фраза эта была едва ли не дежурной относительно вопросов, задававшихся в тот день на общественных слушаниях. Точно также «дежурно» люди в зале поднимали карточки для голосования за одни вопросы, но руки их оставались недвижимыми при голосовании за другие. Могло возникнуть ощущение, что приглашенная публика очень четко понимала, за что и как необходимо голосовать. А между тем, человеку с улицы вникнуть в суть проблем зонирования территорий и градостроительства из такого множества вопросов крайне сложно. ОД-3, Ж-1 — все это название зон районирования. Разобраться во всем этом могут только архитекторы или строители, но голосовавших это ничуть не смущало.

«Установить зону многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) Ж-1 по улице 2-ая Аллея в Фокинском районе города Брянска вместо установленной проектом Правил зоны Р-1, согласно прилагаемой схеме», — гласит пункт 3 вопроса №82. И рядовой горожанин сразу «сечет»: «Конечно, зона Ж-1 намного лучше зоны Р-1, нам зона Р-1 совсем не нужна…», — и дружно поднимает карточку вместе с еще двумя сотнями рук. Понимает ли «горожанин», что такое Р-1, знает ли, чем отличается от Ж-1?

«Я уверен, что люди, которые были заведены в зал, в массе своей знали перечень вопросов, за которые нужно поднять карточку, как и присутствовавшие в зале работники горадминистрации, также имевшие карточки, — поделился с «Нашим Брянском» присутствовавший на слушаниях коммерческий директор компании «Брянскстройинвест» Сергей Лысенко. — Ведь никто из пришедших на слушания людей, которые, по идее, должны иметь активную гражданскую позицию, вопросов не задавал, в суть не вникал, дежурно поднимая карточки в нужных местах. Порою, единодушие разношерстного зала просто поражало». Сергей Лысенко также высказал свое недоумение тем, что «даже за «рекомендованные» экспертным советом вопросы зал единогласно голосовал не за все, а только за часть из них». «За свои?!» — недоумевает г-н Лысенко. Кстати, выступить ему попросту не дали, посадив на место резким едва ли не окриком, раздавшимся из президиума.

В итоге представители компании «Брянскстройинвест» написали заявление в оргкомитет слушаний об устранении нарушения регламента и представлении слова для выступлений, а также «переголосовании» пункта, где компания просила перевести территорию старого «Арсенала» из зоны промышленной в зону жилых домов. Заметим, что грозный оргкомитет все просьбам внял, и дал представителям компании возможность выступить, вопрос все же поставили на «переголосование», но, что называется, куда там! Руки голосующих поднимались только в строго определенные моменты. Справедливости ради надо сказать, что после эмоционального выступления сотрудников «Брянскстройинвеста» число проголосовавших за то, чтобы все же застроить старый «Арсенал» жилыми домами, стало немного больше, но побороть гробовую недвижимость остальной части зала не могло ничто…

Кстати, сидеть или не сидеть на открытых общественных слушаниях для пришедшего туда горожанина — дело добровольное. Но одно из действий председательствующей на слушаниях дамы было весьма показательно. По условиям общественных слушаний, любому жителю города можно было оставаться или не оставаться там до конца, выйти в туалет, попить воды, отойти, дабы позвонить. Измотавшись, видимо, в конец монотонностью процесса, из середины зала под занавес действа встали две дамы и хотели было юркнуть к выходу, как в микрофон последовало громогласное: «Я кому сказала — сидеть!». Комментариев к последней мизансцене можно и не делать.