ped-seminar-talants.jpg Откуда берутся Резерфорды и Энштейны? От чего зависит раскрытие детских талантов? Почему одаренный ребенок порой не справляется с простыми заданиями ЕГЭ а вундеркинд зачастую не становится успешным взрослым? На все эти вопросы отвечали участники областной конференции учителей общеобразовательных учреждений Брянской области, работающих с одаренными учащимися, организованной при поддержке НП «Социальное партнерство развития Брянской области», в понедельник, 24 марта.

В мероприятии приняли участие учителя-предметники из всех районов области, преподаватели БГУ, представители департамента общего и профессионального образования Брянской области, методисты Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО) и городского информационно-методического центра (ГИМЦ).

Конференция, организованная на базе БГУ, — часть планомерной деятельности «Соцпартнерства» в плане работы с одаренными детьми. По словам заместителя исполнительного директора этой организации Натальи Беленковой, первая ступень такой работы — многопредметная олимпиада «Ломоносовский турнир», которая уже не первый год проводится в Брянской области. Затем победители этого турнира, а также победители предметных олимпиад принимали участие в тренировочных сборах (тоже профинансированных «Соцпартнерством»). Порядка сорока одаренных детей из Брянска и районов области занимались с преподавателями БГУ — готовились к региональным олимпиадам по разным предметам. Как отмечают специалисты, результаты очевидны: впервые за несколько лет брянский старшеклассник Илья Ларченко занял второе место в Российской олимпиаде по физике. Победа в сфере точных наук — большой прорыв для Брянской области.

Сегодняшний семинар — еще один этап работы с одаренными детьми. В рамках мероприятия учителя-предметники обсудили особенности работы с такими учащимися, поделились инновационным опытом работы с талантливой молодежью, рассмотрели психологические особенности одаренных детей.

В докладе доктора психологических наук Натальи Матяш были рассмотрены основные аспекты работы с одаренными детьми. О том, что такая работа весьма и весьма не проста, говорит уже тот факт, что к самому определению «одаренность» есть несколько подходов. Современная наука склонна считать, что одаренность складывается из разных факторов: наследственности, социальной среды и психологических механизмов саморазвития личности. При этом существует два полярных мнения: «одаренных детей крайне мало» или «все дети талантливы». Кроме того, как было отмечено в докладе, судить об одаренности детей только по школьной активности нельзя: кто-то пишет стихи или моделирует самолеты, но не рассказывает об этом своим учителям. Другие же дети успешно справляются со школьной программой, но порой причина тому не интеллектуальная одаренность, а «обученность», которая порой зависит от социального статуса семьи, позволяющего ребенку дополнительно заниматься в кружках или с репетиторами.

Однако же одаренность — это сверхчувствительность к проблемам, умение удивляться, любознательность, оригинальное ассоциирование, гибкость мышления, отличная память и целый ряд других признаков, выявить которые — задача педагогов, в частности, тех, кто приехал на конференцию. В семинаре приняли участие более сотни ведущих учителей-предметников. Химики, биологи, физики, математики, учителя русского языка и литературы (по шесть человек от районов области) обучались новым приемам работы с одаренными учащимися. Поскольку пригласить на подобные конференции всех преподавателей невозможно, именно они должны стать тьютерами, которые, в дальнейшем, донесут положительный инновационный опыт до своих коллег, педагогов города Брянска и Брянской области. По окончании «теоретической части» учителя разошлись по секциям, где был проведен анализ результатов олимпиад с обсуждением приемов выполнения олимпиадных заданий.

Подобный семинар прошел в Брянской области впервые, однако в планах организаторов — сделать его постоянно действующим. Два раза в год в различных формах (конференции, тренинги etc.) будут проводиться семинары для учителей общеобразовательных учреждений Брянской области, работающих с одаренными детьми.

seminar-1.jpg seminar-2.jpg

Фото предоставлено НП «Социальное партнерство развития Брянской области».