10_v_rukah.jpgКаковы должны быть идеальные межбюджетные отношения между федеральным центром и регионами? Как избежать диспропорции в бюджетной обеспеченности субъектов федерации, но одновременно стимулировать регионы к развитию? На эти и другие вопросы должна ответить новая концепция межбюджетных отношений, разрабатываемая сейчас Минфином.

Современная российская система межбюджетных отношений выстраивалась в течение последних десяти лет. И состоит она из нескольких блоков.

Первый — то создание единых условий для всех субъектов федерации. Второй — оказание поддержки по тем направлениям, в которых заинтересован центр, например, выделение субсидий на выплату пособий ветеранам труда и труженикам тыла, детские пособия и т.д. Третье направление — выделение средств на реализацию делегированных центром полномочий, которые ими выполняются более качественно, чем из центра: оплата жилищно-коммунальных услуг инвалидам, пособия в сфере занятости и т.д.

Стоящая сегодня задача — более эффективное и качественное расходование субъектами тех средств, которыми они располагают. Не всегда большими деньгами, пришедшими из центра, эффективно распоряжаются. И наоборот, регионы с небольшими бюджетами четко и вовремя выполняют свои обязательства. Задача центра, таким образом, состоит в том, чтобы поощрять использование эффективных методов расходования тех средств, которыми они располагают.

«У нас есть несколько механизмов стимулирования улучшения качества управления региональными финансами, — поясняет замминистра финансов РФ Антон Силуанов — Есть специальные фонды, из которых мы поощряем лучшие регионы и муниципалитеты, а сейчас, в соответствии с указом президента, будет осуществляться оценка деятельности субъектов РФ. Для этого также выделены средства для поощрения лучших регионов».

За последние лет пять уровень управления финансами повысился во многих регионах. И в первую очередь это связано с политикой региональных властей.

Но и проблем еще много. Кроме главной — увеличение эффективности использования средств регионами и муниципалитетами, есть и другие. Очевидно, что необходимо сокращение числа межбюджетных трансфертов с последующим укрупнением по блокам: социальная субсидия, инвестиционная, инфраструктурная и т.д. В прошлом году наметилось движение в сторону решения этого вопроса, были объединены субсидии на оказание социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла. Объединение субсидий способствовало бы тому, чтобы регионы сами определяли, на решение каких приоритетных задач в рамках блока их направить. Но для реализации этой идеи требуется серьезная перестройка бюджетных потоков.

Одно из направлений, которым Минфин собирается заняться в ближайшее время, — более справедливая оценка расходных обязательств субъектов РФ для использования при расчете трансфертов. Сейчас центр «выравнивает» регионы по доходам на душу населения. Но возникает вопрос, насколько эффективна созданная в регионе бюджетная сеть? Оценить эту ситуацию непросто, безусловно, необходимо учитывать территориальный фактор, плотность городского и сельского населения, множество других факторов. Анализ сложившейся в субъекте федерации структуры расходов, учет ее при расчете межбюджетных трансфертов, внедрение стимулов для оптимизации расходов регионов — глобальная задача, которая будет стоять, в том числе, при подготовке новой концепции межбюджетных отношений на 2009-2013 годы, которую Минфин планирует разработать в этом году.