himchistka.jpg Вы принесли любимую шубу в химчистку, а от норки остались только дырки? Пальто выдали с неприглядными разводами, да еще и меньше на два размера? Или вам попросту не вернули вещь? Специалисты Управления Роспотребнадзора консультируют, как поступать в случаях, если возникли проблемы при оказании услуг химчистки.

При сдаче вещи в химчистку надо проследить за оформлением приемной квитанции. Этот документ нередко содержит и особые условия договора с химчисткой. Квитанция обязательно должна содержать:

— юридический адрес предприятия бытового обслуживания;

— вашу фамилию, инициалы, адрес и телефон;

— вид услуги (работы);

— наименование изделия, его цвет, состав, фурнитуру, имеющиеся повреждения и дефекты;

— дату приема заказа и срок его исполнения;

— стоимость.

В соответствии со статьей 35 Закона РФ «О защите прав потребителей», если работа выполняется с вещью потребителя, исполнитель отвечает за ее сохранность и правильное использование. Исполнитель обязан предупредить потребителя о непригодности или недоброкачественности вещи.

Внимательно изучите содержание квитанции. Если в приемной квитанции приемщица указала, что краситель на дубленке не стойкий и вещь после химчистки может полинять, подписываясь и сдавая вещь, вы делаете это на свой страх и риск. Согласно той же статье закона, исполнитель освобождается от ответственности за повреждение вещи, если потребитель был предупрежден об особых свойствах вещи, которые могут повлечь ее повреждение. Предъявить претензии по этому поводу вы не сможете, но если, например, вас предупреждали только о возможном сходе красителя, а вернули вещь в дырках, то за это химчистка несет полную ответственность.

Иногда при повреждении вещи химчистка ссылается на то, что приемщица не смогла обнаружить ее «особые свойства», то есть дефекты, которые привели к повреждению, были скрыты. Действительно, согласно пункту 3 статьи 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель освобождается от ответственности и в том случае, если особые свойства (дефекты) вещи не могли быть обнаружены при надлежащей приемке этой вещи. А как приемщица провела приемку вещи? Например, делалась ли проба на стойкость красителя? При приемке на незаметный участок вещи наносится чистящее средство и определяется возможность чистки. Если приемщица не выполнила предписанных ей проверочных мероприятий, то такая приемка не может считаться надлежащей.

При сдаче вещи надо проверить и описание вещи, которое указывает приемщица. Обычно пишут стандартные фразы типа: общее загрязнение, дорожная грязь, потертости и другое, причем применяется к тем вещам, которые таких дефектов не имеют, а сдаются только для выведения нескольких пятнышек. Вы вправе не согласиться с такими определениями, и надо настоять на объективном описании вещи. То же относится и определяемому приемщицей износу (часто его умышленно завышают). Подписав это без возражений, вы не сможете предъявить претензии к таким дефектам, если они появляются после химчистки.

Часто в приемных квитанциях можно встретить стандартную фразу: «О возможных дефектах в случае некачественного изготовления вещи, отсутствия маркировки или неправильной маркировки, о способе чистки предупрежден. Химчистка в таких случаях ответственности не несет». При повреждении вещи химчистка отказывается в возмещении ущерба, руководствуясь такой записью. Но это вовсе не освобождает от ответственности за порчу конкретной вещи. Как следует из вышеизложенного, как раз об этих обстоятельствах в отношении вашей конкретной вещи и должны были предупредить при приемке. Если же это была общая запись, а о дефектах вашей вещи никто не предупреждал, то химчистка должна возместить ущерб.

Согласно статье 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородной вещью аналогичного качества. Или — по желанию потребителя — изготовить изделие из однородного материала в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченной (поврежденной) вещи, а также расходы, понесенные потребителем. Поскольку у химчистки, как правило, отсутствует возможность предоставить аналогичную вещь взамен поврежденной, то можно сразу предъявлять требование о возмещении двукратной стоимости вещи. Ее стоимость можно подтвердить чеками, если остались, либо получить заключение о среднерыночной стоимости вещи в бюро экспертизы.

Важно знать: если вы обнаружили порчу вещи в химчистке, забирать ее следует только после составления двустороннего акта с указанием всех обнаруженных повреждений. Если такой акт составлять отказываются, обращайтесь в контролирующие органы — это нарушение Правил бытового обслуживания. Вещь пока лучше не забирать. В первую очередь, в письменном виде на имя руководителя данной организации направьте претензию (составленную в двух экземплярах) с указанием всех дефектов, ее можно вручить под расписку (в вашем экземпляре) о получении, либо послать по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Без письменной фиксации обнаруженных дефектов принимать вещь не следует. Если же все-таки в связи с порчей вещи придется подавать на химчистку в суд, постарайтесь привлечь к участию в деле продавца вещи как третье лицо. Это можно сделать, если вещь еще достаточно новая и остались документы о покупке. Если химчистка будет доказывать, что вещь была ненадлежащего качества, продавец будет заинтересован выступать на вашей стороне, иначе вы сможете предъявить претензии и к продавцу.

Отношения между вами и химчисткой регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», «Правилами бытового обслуживания населения в РФ». Все эти документы должны находиться в каждой химчистке, чтобы вы могли с ними ознакомиться при возникновении спорной ситуации.