izolyator.jpg ФСИН России предложил засчитывать заключенным сутки, проведенные в СИЗО, за двое суток пребывания в колонии. Так чиновники открыто признались, что в России условия содержания подозреваемых в два раза хуже, чем осужденных. Правозащитники инициативе ФСИН рады и считают, что новый закон ограничит судей в количестве одобренных арестов.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) подготовила законопроект, о необходимости которого говорили с 2000 года. Его суть сводится к дифференцированному зачету срока наказания в зависимости от места отбывания. Так, сутки в СИЗО предлагается приравнять к двум суткам в колонии.

На этой неделе сотрудники ФСИН передали закон в Министерство юстиции, где документ «доработают» и представят правительству. Как рассказал «Газете.Ru» заместитель директора ФСИН Владимир Семенюк, одним из главных пунктов закона станет система коэффициентов для расчета срока лишения свободы.

По новому законопроекту, один день, проведенный в следственном изоляторе, приравнивается к двум с половиной суткам в колонии-поселении, к двум дням в колонии общего режима и к полутора суткам, проведенным в колонии строгого режима. Пропорция 1:1 сохранится только для заключенных, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления.

«Камерное содержание в СИЗО у нас хуже, чем жизнь в колониях», — признал Семенюк. Подследственные полностью изолированы от общества: прогулки на свежем воздухе проходят строго по расписанию, на каждый телефонный разговор нужно получать отдельное разрешение, посетители допускаются только с согласия следователей и судей. Между тем существует решение Европейского суда по правам человека о том, что условия содержания подследственных не должны быть хуже, чем осужденных. Ссылаясь на него, ФСИН решил наладить жизнь обвиняемых.

Правда, пересчитывать сроки будут только тем осужденным, кто соблюдал все правила поведения в СИЗО. По мнению Семенюка, это станет дополнительным стимулом для подследственных хорошо себя вести.

С помощью нового закона ФСИН планирует решить проблему перенаселенности колоний. Заключенные, следствие и суд по делам которых заняли несколько лет, покинут места лишения свободы в два раза быстрее.

Правозащитники новый законопроект одобряют. «Мы давно говорили о качестве условий содержания в СИЗО. Дело не только в питании и метраже, который не соответствует европейским стандартам, но и в психологической атмосфере», — сказал «Газете.Ru» Валерий Борщев. Так, в одном изоляторе содержатся самые разные категории обвиняемых: подозреваемые в изнасиловании и убийстве соседствуют с фигурантам дел о мелком мошенничестве, а впервые привлеченные к оперативной ответственности делят камеру с ранее неоднократно судимыми.

По мнению правозащитников, инициатива ФСИН может повлиять на российские суды, которым теперь придется проявить осторожность при назначении меры пресечения. Ведь содержание в СИЗО граждан, оправданных на суде, придется компенсировать. «Сейчас в судах такой разгул, что ситуация тяжелее, чем когда решение об аресте выносила прокуратура. Парадокс: судьи оказались хуже прокуроров. СИЗО переполнены», — заявил Борщев. Всего, по данным официального сайта ФСИН, в России 217 следственных изоляторов и 160 помещений, функционирующих в режиме СИЗО. По состоянию на 1 февраля 2008 года, из 885 тыс. человек, содержащихся в учреждениях исправительной системы, в тюрьмах и СИЗО находятся почти 155 тыс. Остальные сидят в колониях. При этом 25% содержащихся в изоляторах получают оправдательный приговор или наказание, не связанное с лишением свободы.

По данным ФСИН, только за 2006 год из зала суда освободили 78 тыс. человек по разным основаниям — выходит, их можно было вообще не арестовывать. «Если человек, которого признали невиновным, провел в СИЗО год — то есть отсидел два в колонии — он сможет требовать существенной компенсации от суда», — сказал Борщев. Возможность расплаты охладит судей, отправляющих подозреваемых под арест «не глядя», считает правозащитник. «Кроме того, появится стимул применять альтернативные методы наказания, которые сейчас практически не используются», — добавил он.

В качестве одной из альтернативных мер пресечения для обвиняемых в незначительных преступлениях средней и небольшой тяжести правозащитники и ФСИН предлагают домашний арест. «Сейчас он законодательно предусмотрен, но как его использовать — никто не знает, — пояснил «Газете.Ru» Семенюк. — Нет ни четкой процедуры, ни ответственных лиц. Кто должен охранять арестанта? Милиция, приставы или сотрудники пенитенциарной системы? Непонятно». В разработанном законе ФСИН предлагает назначить сотрудников службы ответственными за домашний арест подследственных. «Конечно, на это придется выделить определенные технические средства, расширить численность надзирателей. Зато можно будет начать активно пользоваться этой мерой пресечения», — сказал Семенюк.