posledniy_zvonok.jpg Комитет по образованию Госдумы обсудил возможные поправки к закону о едином государственном экзамене. Авторы предлагают сделать ЕГЭ добровольным, а историю, литературу и обществознание вообще исключить из системы тестов. Если эти поправки примут, это будет означать фактический крах ЕГЭ.

В четверг, 14 февраля, на заседании комитета по образованию Госдумы депутаты обсуждали возможные поправки к принятому в прошлом году закону «О едином государственном экзамене». С инициативой этого законопроекта выступил заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин и председатель Совета федерации Сергей Миронов.

Идея проекта заключается в том, чтобы лишить ЕГЭ статуса обязательного испытания: авторы предлагают разрешить выпускникам школ (они же абитуриенты) самостоятельно выбирать формат как выпускных, так и вступительных экзаменов. По словам Смолина, эти поправки в Думе уже рассматривались — их вносили ко второму чтению рассмотрения закона о ЕГЭ, но тогда они были отклонены. Однако инициаторы изменений в закон о госэкзамене надеются, что на этот раз коллеги примут их предложения. «Система ЕГЭ деформирует главные критерии образовательного процесса в школе. Вместо того чтобы развивать личность учащегося, новая оценочная система заставляет учителей просто натаскивать школьника на различных тестированиях, которые в большинстве своем далеки от совершенства», — заявил Смолин «Газете.Ru».

Историю, литературу и обществознание авторы поправок вообще рекомендуют изучать и сдавать по старой традиционной схеме. «Я много общаюсь на тему ЕГЭ с различными представителями образовательного сообщества, — говорит Олег Смолин. — Так вот, большинство из них ратует за возвращение к такой форме тестирования литературы, как сочинение. Ну скажите, как можно изучать этот предмет, когда вместо того чтобы читать и проникаться стихами великих поэтов, школьников будут бессмысленно натаскивать, какие приемы использовал тот или иной поэт при написании своих стихотворений? Я не думаю, что, к примеру, тот же Есенин думал об этом, когда писал свои шедевры. Мы считаем, что сводить изучение такого предмета, как литература, философия или история, к подобным вещам просто немыслимо».

Однако, понимая выгодность ЕГЭ для такой категории выпускников, как школьники из отдаленных городов и сел, говорит Смолин, авторы поправок не предлагают запретить эту систему оценки знаний, а просто сделать ее добровольной.

Правда, комитет революционные по своей сути поправки пока не поддержал. «Итоги заседания таковы: за законопроект проголосовали 4 депутата из КПРФ, против — депутаты «Единой России», которых подавляющее большинство, — сообщил Олег Смолин. — И это при том, что когда принимали закон о ЕГЭ, министр образования Андрей Фурсенко заявил, что единый госэкзамен не может быть единой системой оценки знаний. После чего этот законопроект был принят».

Смолин пообещал вернуться к рассмотрению возможных поправок к закону о ЕГЭ после того, как получит заключения ведущих образовательных учреждений страны. «Мы надеемся, что образовательное сообщество примет более внятную позицию по этому вопросу», — заключил Олег Смолин.

Председатель думского комитета по образованию Григорий Балыхин говорит, что рассмотрение депутатами таких поправок еще ничего не значит. «Закон только принят в прошлом году, и он позволяет принимать в вузы ребят не только по ЕГЭ, но и по результатам олимпиад и других подобных соревнований. Поэтому не факт, что поправки о сохранении вступительных экзаменов в вузы будут приняты. Правительство уже дало отрицательный отзыв по этому законопроекту», — заявил он.

Однако эксперты считают, что подобная инициатива думцев, по сути, означает провал ЕГЭ. «Система ЕГЭ провалилась, и эта инициатива Госдумы — лишнее тому подтверждение, — заявил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Доказательство краха ЕГЭ — ряд громких скандалов с продажей сертификатов ЕГЭ и решенных тестовых заданий», сообщает ИТАР-ТАСС.

По мнению сторонников этой точки зрения, основная цель ЕГЭ — сделать высшее образование доступным для жителей глубинки — обернулась возможностью для развития коррупции теперь уже на школьном уровне. Эксперты утверждают, что информационная безопасность материалов по единому госэкзамену оставляет желать лучшего, а погрешности при высших и низших баллах настолько высоки, что ставят под вопрос объективность этой системы оценки знаний. По данным Всероссийского фонда образования, за последние два года около 30% студентов отчисляют за неуспеваемость уже после 1–2-го курса. Большинство из них — те, кто поступил в вуз по результатам ЕГЭ.

В числе ярых противников единого госэкзамена всегда выступал и ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий. Тем не менее, недавно он заявил, что уже в этом году при поступлении в университет результаты ЕГЭ будут учитываться наравне с традиционными испытаниями, которые проводятся в вузе. Как подчеркнула в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева, со следующего учебного года при поступлении в университет данные школьных экзаменов будут суммироваться с результатами вступительных. По закону о ЕГЭ, такая же возможность оценивать знания своих абитуриентов будет не только у МГУ имени Ломоносова, но и у тех вузов, которые определят Минобрнауки и правительство России. Скорее всего, на постоянной основе в этот список войдут такие престижные вузы, как МГУ, МГИМО, Санкт-Петербургский государственный университет и МГТУ имени Баумана.

Судя по всему, закон о ЕГЭ ждут изменения — какого толка, пока не ясно. О том, что система единого госэкзамена еще будет «совершенствоваться», в четверг во время своей ежегодной пресс-конференции заявил российский президент. Впрочем, направление Владимир Путин не обозначил.