logoped.jpg Городу необходима речевая школа и собственная психолого-медико-педагогическая комиссия. Об этих проблемах рассказали лучшие логопеды и дефектологи области, которые провели «круглый стол» по вопросам специальной педагогики в МПГУ на истекшей неделе.

Встреча педагогов-дефектологов Брянской области прошла в тесном кругу, однако состав участников был весьма авторитетен. В Брянск специально к этому случаю приехала ведущий специалист-дефектолог, кандидат педагогических наук Юлия Костенкова. Пообщаться на профессиональные темы пришли и выпускники брянского филиала МПГУ прошлых лет и, собственно, преподаватели вуза. Разговор получился острым и своевременным.

Встреча выявила целый ряд проблем, с которыми встречаются современные педагоги-дефектологи. Однако обращают внимание на них только узкие специалисты. А между тем процент детей с речевыми отклонениями растет от года к году, и проблема, как считают профессионалы, становится государственной.

Необходимого числа специалистов-дефектологов в нашем городе нет, в тех же учреждениях образования (в основном в специализированных детских садах и школах), где они есть, группы бывают переполнены. Считается, что норма — это двенадцать человек в группе, и уже при пятнадцати специалисты начинают «задыхаться»: уделить достаточное внимание каждому ребенку в таких условиях трудно. По общему мнению, ставку логопеда необходимо ввести в каждый детский сад. Помимо того, нужны и специальные психологи, которые вели бы сопроводительную работу с семьей, в которой растет ребенок с речевыми отклонениями. Такие специалисты просто необходимы, потому как справиться с речевыми проблемами ребенок может только с помощью родителей. Одной работы логопеда здесь явно не достаточно.

Кроме того, буквально катастрофическая ситуация сложилась в Брянске после упразднения городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В состав этой комиссии входят психолог; врачи (психиатр, невропатолог, ортопед, отоларинголог, окулист, терапевт (педиатр)); дефектологи (логопед, олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог); юрист; представители соответствующих органов управления образованием, здравоохранением и социальной защитой. Задачи, стоящие перед ПМПК, — проведение более раннего бесплатного психолого-медико-педагогического обследования детей, выявление особенностей их развития, установление диагноза. В заключение ПМПК содержатся результаты обследования, и оно служит основанием для направления детей (с согласия родителей) в специальные образовательные учреждения либо организации интегрированного обучения. Без него — соответственно, никуда. Ребенка, нуждающегося в специальном образовании, без справки ПМПК, естественно, не примут в специализированное учреждение образования.

Как рассказывают специалисты, ранее были комиссии районные, городская и областная. При этом через «город» и «область» проходило равное количество детей. Теперь весь поток детей из города и области проходит через областную комиссию, и на каждого ребенка, которому требуется освидетельствование, приходится всего минуты по три, говорилось на встрече. Эту проблему нужно решать срочно, было отмечено в резолюции. Педагоги-дефектологи решили обратиться с письмом в департамент общего и профессионального образования Брянской области с просьбой решить эту проблему.

Отсутствие речевой школы в Брянске — тоже значительное упущение, считают профессионалы. К сожалению, не только детсадовцы, но и многие школьники нуждаются в специальной помощи логопедов и дефектологов, однако единственное место, куда их могут направить на обучение, — речевая школа, которая находится в Новозыбкове. И если для новозыбковских детей или детей близлежащих районов области этот вариант приемлем, то родители брянских детей отказываются отлучать ребенка от семьи и отправлять его в «ссылку» в Новозыбков. Речевая школа нужна в Брянске — таков вывод специалистов.