inet-smi.jpg Ситуация в российском медиасообществе на сегодняшний день такова, что все более активными становятся информационные интернет-ресурсы. Такое мнение было высказано на семинаре-конференции, который состоялся в Москве, в отеле «Холидей Инн», и был организован Межрегиональным институтом медиа-консалтинга (МИМК) и компанией «Бизнес Медиа Консалт» (БМК). Выступившие перед представителями региональных СМИ руководители ведущих российских изданий уверили собравшихся, что и по итогам прошедшего года, и по планам на год 2008, сфера интернета — одна из самых динамично развивающихся ячеек российского медиарынка как по приросту доходов, так и в плане появления новых интересных проектов.

Почти все ведущие российские бумажные СМИ имеют сегодня онлайновые версии своих изданий. Причем гонка за читателями в виртуальной сфере сегодня развернулась не менее острая, чем на бумажном рынке. Основные игроки на этом поле — «Комсомольская правда», «Твой День», «Жизнь», «Аргументы и факты», «Коммерсант», «Известия» и многие другие известные российские печатные бренды. Идти в интернет их заставила, почти в буквальном смысле этого слова, нужда — борьба за читателя, который, подгоняемый новыми веяниями, тоже двинулся на просторы всемирной паутины. Сайты газет на полном серьезе сражаются за первые места в рейтингах, ставят рекорды. В пиковые дни посещения сайтов изданий «Комсомольская правда» и «Жизнь» их счетчики зафиксировали почти полмиллиона посетителей в сутки.

«Пресса умирает, и виноват в этом только лишь интернет», — подобным наблюдением поделился с собравшимися в «Холидей Инн» «региональщиками» коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков. По его словам, интернет сегодня — самый мощный информационный канал. И хотя к прессе и в плане рекламы, и в плане достоверности, заметил г-н Филенков, относятся куда как более лояльно, это, видимо, лишь эффект привычности. «Не начать сегодня заниматься интернетом просто нельзя, — подчеркнул руководитель коммерческой службы «Коммерсанта», — и интернет может стать для бумажных СМИ своеобразной путеводной нитью, так как уже сейчас лишь 10 процентов российских газет окупаемы». Интернет-проекты помогут им поправить свое материальное положение. Впрочем, тут же Павел Филенков сказал, что серьезные доходы от таких проектов — дело лет ближайших. Так, в 2007 году доходы ИД «Коммерсантъ» от продажи всех видов рекламы на сайтах своих изданий оценивались лишь в два миллиона долларов. По меркам «Ъ», результат, конечно, более чем скромный.

Не раз на конференции отмечался и тот факт, что читательская аудитория больше доверяет местным, нежели центральным СМИ, и тенденция эта становится все очевиднее. В совокупности с интернетом местные медиа могут стать едва ли не основным источником новостей в регионах. И, по мнению многих экспертов, именно такая ситуация складывается в Брянской области, где онлайн-издание «Наш Брянск» — по сути, единственный оперативный способ узнать о свежих новостях, причем круглые сутки. Другие сайты, позиционирующие себя как местные интернет-издания, в расчет брать не стоит, поскольку таковыми они не являются — ни де-юре, ни де-факто. Отсюда пока отсутствие рекламного интернет-рынка в регионе. Но столичные веяния не за горами, и вскоре, как говорят многие, на виртуальном рынке начнется раздел рекламно-клиентского пирога. Причем происходить он будет взрывообразно. Прогнозируется также отток части рекламных денег у привычных для брянских заказчиков рекламы отраслей: телевидения, радио, печатной прессы и, в меньшей степени, из сферы наружной рекламы. Подобные тенденции сейчас характерны для Москвы и Петербурга, крупных региональных городов, областные центры с населением менее миллиона — на очереди.

Региональный интернет-рынок может стать и помощью для местных рекламодателей при целевом и «осознанном» размещении рекламы. Не секрет, что рынок Брянска даже в малой мере сегодня не охвачен медиаисследованиями. И если печатные газеты еще могут говорить о том, сколько людей увидят ту или иную рекламу, даже с поправкой на возврат части тиража на списание и его некорректностью изначально, то посчитать аудиторию ТВ и FM со времени начала эпохи коммерческого радио и телевидения в Брянске никто и не пытался. Счетчики же вэб-сайтов, учитывающие не только число посетителей, но и их распределенность по часам в сутки и по дням недели, дает как нельзя лучшую возможность узнать, какая целевая аудитория увидит тот или иной рекламный материал.