10_v_rukah.jpg Как ни стараются московские власти оттянуть введение платы за въезд в центр города, рано или поздно пойти на непопулярные меры все же придется.

К такому выводу пришли эксперты, проанализировав все возможные способы решения транспортной проблемы. Если еще 10 лет назад на центральных улицах было всего два пиковых периода — утром и вечером, то сегодня пробка на Садовом кольце не исчезает в течение двенадцати часов — с 09.00 до 21.00. А в ближайшей перспективе город может встать на круглые сутки.

Дорога на крыше

Неизбежность транспортного коллапса при нынешних темпах роста парка личных автомобилей московские чиновники признают уже давно. Эта тема обсуждается в столичной мэрии по меньшей мере лет десять, и за это время список предложений вырос до внушительных размеров. Значится в нем, например, введение системы «чет — нечет», в соответствии с которой автомобили, номера которых заканчиваются на четную цифру, допускались бы в центр города по одним дням, а на нечетную — по другим. Есть идея запретить въезд за внутренние границы Третьего транспортного кольца (ТТК) автомобилям, не соответствующим определенным экологическим стандартам, а также перевести бюджетников на более ранний график работы, чтобы они начинали свой рабочий день не в 9, а в 7 утра и заканчивали соответственно тоже раньше. Среди мероприятий по улучшению дорожно-транспортной сети первенство принадлежит предложениям закрутить в одну сторону Садовое кольцо, внедрить одностороннее движение на ряде улиц и организовать выделенные полосы для движения общественного транспорта. К разряду экзотики можно отнести проекты по сооружению автомобильных дорог над железнодорожными путями, проходящими по центру Москвы, а также по крышам домов, расположенных вдоль магистралей.

Впрочем, пока все это слова. Реально сейчас работает только закон, ограничивающий в часы «пик» въезд в центр грузового транспорта. Источники interfax.ru в горадминистрации утверждают, что на днях будет подписано постановление о строительстве автомобильных дорог за внебюджетные средства над рельсовым хозяйством РЖД.

Создание ТТК, по мнению специалистов, также оказало существенное положительное влияние на транспортную обстановку внутри его границ, правда, это заметно лишь с 8 до 10 утра, когда подавляющее большинство машин толкаются на периферийных магистралях. «Повременная нагрузка на транспортную сеть выглядит следующим образом: в 7 часов утра «пик» приходится на МКАД, в 8 — на ТТК, к 9 — началу 10 автомобили добираются до центра города», — сообщил interfax.ru заведующий отделом организации дорожного движения НИИиПИ Генплана г. Москвы Игорь Бахирев. По его словам, вечером ТТК уже ничем не поможет помочь жителям столицы и задыхается точно так же как другие улицы.

Игорь Бахирев уверен, что решение проблемы нужно в первую очередь искать не в центре города, возможности которого ограничены, а за его пределами. Все рецепты уже известны на примере других европейских столиц, где машин в пересчете на душу населения даже больше, чем в Москве. Однако внедряются они пока еще слишком медленно.

Кольцо в одну сторону

На сегодняшний день в мегаполисе сдана в эксплуатацию только одна перехватывающая парковка под площадью Гагарина, а всего их будет построено восемь. Территории у остальных обследованных специалистами станций метрополитена из-за плотной застройки оказались непригодными для размещения подобных объектов, а строить их вдали от метро бессмысленно — наземный общественный транспорт пока не конкурентоспособен. Автобусов приходится ждать слишком долго, приходят они переполненными и еле-еле тащатся в тех же самых пробках.

«Пришла пора признать приоритет общественного транспорта не только на словах, но и на деле, выделив для его передвижения специальные полосы», — говорит Игорь Бахирев. По его словам, эксперимент начнется уже в 2008 году на Волоколамском шоссе. Планируется, что выделенная полоса появится на участке от МКАД до станции метро «Тушинская». От остальной магистрали ее оградят барьерами или нанесут специальную разметку, а нарушителей будут ловить при помощи видеокамер внешнего наблюдения. «По новому законодательству с 1 июля 2008 года их показания считаются достаточным основанием для наложения штрафа», — напоминает Бахирев. Кроме того, должны быть уменьшены интервалы движения и увеличен городской автобусно-троллейбусный парк — эти меры предусмотрены в Генплане развития Москвы до 2025 года.

Однако быстро модернизировать общественный транспорт властям при всем желании вряд ли удастся. Сейчас нагрузка превышена в два раза: при пропускной способности центральных улиц 53 тысяч автомобилей, въехать на них в часы «пик» пытаются 100 тысяч. По некоторым прогнозам, через 2-3 года Садовое кольцо и другие магистрали встанут намертво, и тогда единственным способом решения проблемы будет введение платы за въезд минимум в пределы Бульварного кольца, максимум — ТТК. В прошлом году столичный градоначальник Юрий Лужков признал такую возможность, заметив, однако, что это «не вопрос ближайшего времени». Не возражает против введения платы за въезд в центральные районы крупных городов и российский Минтранс.

К числу локальных мероприятий, способных разгрузить центр Москвы, специалисты НИИ и ПИ Генплана относят введение одностороннего движения на ряде улиц, строительство развязок на отдельных участках сети (например, на Пушкинской площади и площади Тверской заставы), а также взимание платы за наземную парковку со всех автомобилей, кроме тех, что принадлежат жителям близлежащих домов. Не снята с повестки дня и идея закрутить в одну сторону Садовое кольцо.

«Наибольшие перспективы имеет вариант запустить движение по Садовому кольцу против часовой стрелки, организовав в противоположном направлении специальную полосу для общественного транспорта. Это позволит обеспечить заезд на кольцо как из центра, так и с периферии, а также подвоз москвичей к расположенным вдоль магистрали жилым домам», — говорит Игорь Бахирев.

Однако реализация этого проекта отложена до сдачи в эксплуатацию четвертого транспортного кольца, строительство которого началось в 2007 году. В противном случае водители останутся без альтернативы, и одностороннее движение по Садовому принесет мегаполису больше вреда, чем пользы.