smoker.jpg Россия присоединилась к конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе с табаком. Ряд положений конвенции уже выполняются, и ее полноценное введение может привести к полному запрету рекламы табака. Но Россия еще долго останется одной из самых курящих стран мира.

В четверг на заседании правительства было решено, что Россия присоединится к конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком. Доклад о необходимости подписания конвенции сделала министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Правда, узнать ее мнение о борьбе с курением не удалось — после заседания она к журналистам не вышла. Стоит отметить, что у нее должно быть личное отношение к курению — известно, что ее муж, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, курит.

Вполне возможно, такая неразговорчивость Голиковой объясняется тем, что само по себе присоединение к конвенции ничего не изменит. Нововведения, которые могут последовать после вступления в силу этого документа в России, еще не определены: Минздравсоцразвития в настоящее время только разрабатывает организационно-правовые положения для реализации конвенции, в результате чего должен появиться проект национальной стратегии Российской Федерации по борьбе против табака и проект плана по ее реализации. Прежде всего, конвенция должна будет фактически запретить рекламу табачных изделий.

Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе с табаком была принята 21 мая 2003 года на 56-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Конвенция была открыта для подписания с 16 июня 2003 года по 22 июня 2003 года в штаб-квартире ВОЗ, а затем в центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 30 июня 2003 года по 29 июня 2004 года. В течение этого периода конвенция была подписана 167 странами и Европейским сообществом. По состоянию на апрель 2007 года, 145 стран и ЕС стали участниками конвенции. Таким образом, документ стал одним из наиболее быстро внедряемых во всем мире договоров ООН, говорится в пресс-релизе правительства России.

В то же время принятие конвенции не вынуждает правительство полностью запрещать рекламу табака. Поэтому представители крупнейших табачных компаний, работающих в России, пока весьма осторожно высказываются о последствиях ее внедрения. «Конвенция носит рамочный характер, очерчивая основные направления законотворческой деятельности стран-участниц, оставляя за ними право выбора конкретных мер в области регулирования табачного рынка с учетом его национальных особенностей», — считает директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. «Это отправная точка в формировании правового поля для всестороннего регулирования отрасли», — считает Артем Чернис, директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний Philip Morris International в России и Белоруссии. «Каждая страна индивидуальна, и практические решения, направленные на снижение воздействия потребления табака на здоровье, могут значительно отличаться друг от друга», — добавляет Лютый.

Поэтому пока российский рынок табака вряд ли сильно изменится. К тому же ряд положений, предусмотренных конвенцией, уже реализованы — в частности, запрещены наружная, теле- и радиореклама табачных изделий. Ко второму чтению в Госдуме подготовлен проект Технического регламента на табачную продукцию, предусматривающий требования к производству табачных изделий, соответствующие действующей международной практике, в том числе европейскому законодательству. А в августе 2007 года Роскультура внесла в стандартные контракты с продюсерами кинофильмов, финансируемых из государственного бюджета, пункт, запрещающий «пропагандировать табакокурение и наркоманию». Правда, «Газета.Ru» уже писала, что это требование будет легко обойти, поскольку присутствие сигареты в кадре всегда можно объяснить особым режиссерским замыслом.

Между тем Россия является одной из самых курящих стран мира: по данным Роспотребнадзора, в России курят 67% мужчин и 40% женщин.